Музыка тесно связана с книгой. Плакат заседания клуба «Библиофильский улей» |
Главный редактор альманаха «Невский библиофил» Андрей Дорошин продемонстрировал знаменитое издание «Шаляпин» (1915) искусствоведа Эдварда Старка – прижизненную биографию артиста. Это внушительный том в узорном тканевом переплете, оформленный Георгием Нарбутом, среди прочего содержащий многочисленные характерные портреты и фотографии Федора Шаляпина в сценических образах. Изюминка экземпляра – автограф, оставленный самим Шаляпиным на титульном листе: «Милой ревнивице Лиде Петровой с хитрым советом не ревновать Бориса. Шаляпин. 30 октября 1920». Дорошину пришлось проделать немаленькую работу, чтобы идентифицировать адресатов со столь распространенными именами. Выяснилось, что речь идет об одном адвокате из Северной столицы.
Елена Бучумова представила автограф композитора Николая Римского-Корсакова на первом издании оперы «Моцарт и Сальери» (1898), адресованный оперному певцу Михаилу Луначарскому, родному брату советского наркома: «Первому Сальери – Михаилу Васильевичу Луначарскому. Надпись от сочинителя Н. Римский-Корсаков. 27 апр 1905». Михаил Луначарский в свое время блистал в главных партиях опер «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Дон Жуан» и др., но «первым Сальери» официально считается Шаляпин. Автограф опровергает этот факт: вероятно, Луначарский исполнил партию Сальери во время первого, «домашнего» прослушивания оперы в 1897 году.
Насыщенным и интересным получился рассказ Леонида Черткова о неизвестном портрете китайской тушью Дмитрия Шостаковича работы Владимира Милашевского с экскурсом в биографию и анализом личности композитора и выступление Сергея Смирнова с детской книгой «Нотная кувырколлегия» (1912) и положенными на музыку «Чижами» Даниила Хармса.
В заключение встречи председатель НСБ Михаил Сеславинский показал великолепный экземпляр первого издания гимна Российской империи (1840) в роскошном марокеновом переплете, с гравированными портретами авторов текста и музыки (Василия Жуковского и Алексея Львова) и дарственной надписью композитора. Изначально строки Жуковского «Боже, Царя храни» пелись на мелодию английского гимна, и только в 1833 году по повелению Николая I композитор Львов написал для российского гимна собственную мелодию. Также был продемонстрирован экземпляр произведения «Stabat mater» («Стояла мать») композитора Перголези с дарственной надписью автора партитуры для оркестра с хором того же Львова, адресованной в апреле 1845 года певице и музе Ивана Тургенева – Полине Виардо. В свободном переводе с французского она звучит так: «Мадам и знаменитая подруга! Прошу принять эту партитуру в память о Вашем недавнем успехе и засим остаюсь Вашим искренним и преданным поклонником». Экземпляр происходит из собрания коллекционера и искусствоведа Ильи Зильберштейна.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать