Борис Кутенков рассказывает о мемуарном жанре. Фото Елены Кукиной
Поэт и критик Борис Кутенков прочел в Библиотеке поэзии лекцию о мемуарном жанре – «Между кринжем и правдой. О жанре мемуаров: история, пробы, ошибки». По его словам, интерес к теме возник у него давно, а первые пробы были представлены слушателям Серебряного университета, где он сейчас преподает. Так как интерес не угас, разговор решили продолжить. Сразу было подчеркнуто, что речь идет о «литературных мемуарах – то есть о тех, которые интересно читать, тех, которые возьмут издательства; мы сразу держим перед собой высокую планку», поэтому для обсуждения выбраны мемуары, которые полны интереса авторов не только к собственной судьбе, но и к происходящему вокруг.
Что, по мнению лектора, отличает хорошие мемуары? Интересный опыт, приличия, такт. Как достойные и недостойные примеры прозвучали имена Александра Герцена, Нины Берберовой, Ирины Одоевцевой, Георгия Иванова, Дарьи Донцовой, Александра Корамыслова, написавшего текст об Алексее Сомове в курируемой Кутенковым и его коллегами антологии «Уйти. Остаться. Жить». Такому впечатляющему перечню по силам создать картину эпохи или, как писала Эмилия Фесенко, автор книги «Прошлое требует слова. ХХ век в дневниках свидетелей эпохи», – картину «Бытия во Времени и Пространстве».
Авторов «самых дорогих» мемуаров Кутенков определил так: Лидия Чуковская, та самая Немезида Чуковская, которую даже знаменитый отец упрекал в том, что она входит в публичный дом и кричит, что люди здесь занимаются безобразиями. Тут же Лидия Гинзбург, которая могла сделать, кажется, из всего «по-настоящему захватывающий сюжет». В этом же ряду Карл Проффер, глава издательства «Ардис». Его беседы с литературными вдовами – не только захватывающее чтение, но и ценный материал для заполнения лакун в истории отечественной литературы. Несколько удивительно было услышать среди перечисляемых Михаила Эпштейна. Все же его «Отцовство. Роман-дневник» – это не классические мемуары, это дневник отца, который наблюдает за жизнью своего ребенка с самых ранних дней и делает философские выводы о существовании человека.
Несмотря на обилие имен, ссылок и лирических отступлений, лекцию Кутенкова характеризует структурированность, умение делать промежуточные выводы, чтобы слушатели легче усваивали материал перед очередным прыжком в новые воспоминания, дневники, мемуары.
Встреча завершилась долгим обменом мнений с присутствующими гостями. В основном звучали вопросы из разряда теоретических. Самые же интересные ответы прозвучали на вопросы, что называется, личные. «Связана ли подготовка лекции с опубликованными недавно мемуарами Натальи Черных, где говорилось о многих участниках современного российского литературного процесса, включая Бориса Кутенкова?» Как будто бы не связана. «Рассматривает лектор свой телеграм-канал как род публичных дневников (оксюморон, но тем не менее), или у него есть личный дневник, публикацию которого стоит ждать только после смерти автора?» «Не надо ждать моей смерти. Другого дневника нет», – прокомментировал Кутенков.
В свое время Цветаева призывала: «Пишите, пишите больше! Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох». Многие прислушались. Необходимо это или нет – помогает разобраться прозвучавшая лекция.
комментарии(0)