В центре поет Сергей Куренёв, на втором плане – Ирина Минералова, Светлана Колосова, Елена Полтавская. Фото Ксении Полтавской
Фонд поддержки литературы, культуры и искусств «Иппокрена» в Липецком государственном педагогическом университете им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского (ЛГПУ) провел круглый стол, посвященный 250-летию Анны Буниной, которую считают первой русской поэтессой. Она родилась в селе Урусово Рязанской губернии (теперь Чаплыгинский район Липецкой области), а Петр Семёнов-Тян-Шанский был крестником поэтессы.
Теплая встреча с ректором университета Ниной Фединой была как благословение выступающим. Елена Полтавская, президент фонда «Иппокрена» открыла круглый стол, представив модератора Анастасию Назарову – старшего преподавателя кафедры истории новейшей русской литературы МГУ им. М.В. Ломоносова.
Старший научный сотрудник Музея им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского Александр Богданов коснулся темы Буниной и деревни Урусово, рассказал о происхождении поэтессы, ее родственниках, ее пути в литературу. Доцент кафедры географии, биологии и химии ЛГПУ Дмитрий Климов поведал о памятных местах на территории Липецкой области, связанных с Буниной. Елена Колесникова, замдиректора Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского, куратор музейного проекта «Анна первая», поставила вопрос ребром. Что делать женщине, которую Бог наградил поэтическим даром? Воплотить этот талант в жизнь или же остаться просто женщиной, женой, матерью? «И разве мог перед женщиной конца XVIII – начала XIX века стоять выбор? Но Анна Бунина выбрала поэзию», – подчеркнула Колесникова.
После выступлений ученых-краеведов, которые развенчали мифы о прямом родстве Ивана Бунина и Анны Ахматовой с Анной Буниной, в зале возникло разочарование. Слушателям не хотелось в это верить, тем более что сам Бунин гордился, что в его родословной ветви была первая русская поэтесса.
Ирина Минералова, профессор, доктор филологических наук, сравнила творчество Буниной с творчеством Мирры Лохвицкой. Светлана Колосова, доктор филологических наук, отметила, что стихи Буниной живописны, в них много пейзажей, много солнца, правда, во время заката. Екатерина Энсис, кандидат психологических наук, сравнила Бунину и Ахматову, их отношение к жизни и смерти. Писатель Игорь Михайлов сделал акцент на одах поэтессы.
И все-таки выступающие склонялись к тому, что не повезло поэтессе со временем. Несмотря на то что она получала от императрицы зарплату за свое творчество, литературные мужи не готовы были подвинуться на Парнасе, сочиняли эпиграммы на ее стихи и даже называли ее «литературным трупом». Поэт Юрий Цветков защитил поэтессу: «Ее ругал сам Державин. Я был бы счастлив, если бы меня поругал, например, Андрей Вознесенский». Этой репликой Цветков, конечно же, повеселил зал. Елена Полтавская, рассказав о художнике Александре Варнеке, великолепном портретисте своего времени, который писал портреты президентов академий, богатых вельмож, известных людей, написал и портрет Буниной. Из этого выступления можно было сделать вывод, что Буниной все же повезло родиться в то время. А еще ей повезло и потому, что спустя 250 лет собираются круглые столы, где обсуждают судьбу поэтессы, ее личность и творчество.
Круглый стол продолжился выступлением участников студенческой театральной студии «Театро» (под руководством доцента кафедры русского языка и литературы ЛГПУ Олеси Рудневой). В Липецком областном краеведческом музее они представили спектакль «Две златоустые Анны всея Руси». Юные актеры читали стихи поэтесс, пели романсы.
Липецк–Москва
комментарии(0)