Борис Кутенков и Клементина Ширшова – ведущие презентации. Фото Владимира Буева
В библиотеке им. М.Ю. Лермонтова в Сокольниках прошла презентация книги эссе критика, литературоведа и редактора Бориса Кутенкова о русской поэзии. Работа Кутенкова коснулась как классической отечественной словесности (Лермонтов, Ахматова, Левитанский), так и современной. Называется «25 писем о русской поэзии». Впечатлениями о книге поделились редактор отдела критики «Знамени» Ольга Балла, член редакции журнала «Гостиная» Елена Севрюгина, руководитель издательства «Синяя Гора» (именно оно и выпустило книгу) Андрей Фамицкий, а также поэтесса Клементина Ширшова. Выступили куратор клуба «Бегемот внутри» Николай Милешкин, мемуарист и поэтесса Наталия Черных, литературовед Елена Кукина и др. Среди гостей присутствовали член редколлегии журнала «Альдебаран» Марина Марьяшина, искусствовед и литературный критик Вера Калмыкова.
Вечер был построен в формате перформанса: выступления докладчиков чередовались с декламацией любимых произведений автором и его соведущей – Ширшовой. Прозвучали тексты Сергея Гандлевского, Ганны Шевченко, Лены Элтанг, Марины Вахто и др. Фамицкий рассказал о задуманной им книжной серии, в которой уже вышли работы Константина Матросова, Елены Севрюгиной, Клементины Ширшовой, Михаила Видмука. В ней поэты имеют возможность выступить в качестве рассказчиков о своих собратьях, в относительно свободной форме, не укладывая себя в академическое прокрустово ложе. Шанс издаться в электронном виде (хотя книга Кутенкова вышла на бумаге) расширяет круг желающих и упрощает финансовую сторону вопроса. Наталия Черных, представитель литературной тусовки 90-х, очевидец всплеска неформальной культуры на сломе эпохи, высказала неожиданное мнение о Борисе Рыжем и Денисе Новикове, упомянутых в книге. По ее словам, поэтические фигуры, культивируемые ныне, при их расцвете воспринимались как куда менее значимые. И должно быть какое-то равновесие, а не формирование представления, далекого от фактической картины 90-х – нулевых, – книга Бориса же, пусть и невольно, работает куда более на миф, нежели на истину.
Милешкин отметил как важное достоинство несклонность автора тонуть в собственной личности и умение излагать подробности детства в неподходящем для этого жанре: автор книги сумел сказать и о коллегах, и о предшественниках, и о своем восприятии. Способность достичь баланса между собственным «эго» (как сказала Балла о работе критика, аналитика: «Мы никому не интересны, важен лишь наш предмет») и объектом исследования – есть далеко не у каждого творческого деятеля. Севрюгина указала на факт эмоционального, живого восприятия, а не сухого анализа. На ее взгляд, напротив, личность автора, в данном случае поэта и участника современного литпроцесса, есть знак ценности вышедшего издания.
Балла оценила уровень профессионализма эссеиста, который сумел совместить и «алгебру», которой проверяют гармонию, и взгляд художника. По ее мнению, хотя серия задумана как относительно свободная по форме высказывания, Кутенков придал ей определенности и задал систему координат. Калмыкова сказала об обогащении литературы новыми интерпретациями благодаря непривычным толкованиям Кутенкова.
комментарии(0)