Писатели Саша Николаенко, Григорий Служитель, Игорь Сорокин, историк и телеведущий Алексей Юдин и писатель Денис Драгунский беседуют о садах. Фото Елены Мартыновой
На протяжении двух выходных в Коломне проходил XII книжный фестиваль «Антоновские яблоки», который охватил такие городские площадки, как сквер им. Зайцева, сквер им. Гагарина, музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие», музей-лаборатория «Шелковая фабрика», Москворецкая набережная и др. В формате фестиваля переплетены литература, садоводство, искусство, музыка, театр и гастрономия.
В литературной программе были и лекции, и презентации книг, и мастер-классы. Так, в рамках проекта «Поэзия садов» историк, телеведущий, советник генерального директора Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Алексей Юдин рассказал о Дмитрии Лихачеве и не только. О новых книгах поведала поэтесса, переводчик Марина Бородицкая. «Подлинной жизнью Дениса Кораблева» и воспоминаниями о жизни на даче поделился писатель Денис Драгунский.
Об «Усадебных садах великих писателей» побеседовали заведующий музеем-усадьбой Льва Толстого «Ясная Поляна» Владислав Воронцов, генеральный директор музея-заповедника Чехова «Мелихово» Анастасия Журавлева, историк, ландшафтный архитектор, куратор проектов Центра познавательного туризма «Коломенский посад» Дмитрий Ойнас, поделившийся впечатлениями от сада Достоевского в усадьбе «Даровое». Говорили о том, почему для современного мемориального музея-усадьбы сад не менее важен, чем дом писателя, и что хранят и о чем рассказывают усадебные сады.
Интересным оказался разговор «Сад как тема в творчестве современных писателей». Писательница, художница Саша Николаенко прочла отрывок из своей книги «Муравьиный бог». Она призналась, что ее книга состоит из противопоставления прекрасного сада, мира глазами ребенка, земляники и мандаринов – всего, что так щедро нам даровано, и того, с какой непозволительной жестокостью и неблагодарностью мы считаем это своим. Актер и писатель Григорий Служитель дал определение саду: «Это установленная гармония, стремление человека к если не внешнему, то хотя бы внутреннему порядку. В моей книге сад играл огромную роль, это было детство Савелия, представление счастья, согласие с самим собой, к которому мы взрослея никогда не возвращаемся. И то, что он есть хотя бы в прошлом – этот потерянный рай, сад, это ощущение существует в книге». Денис Драгунский отметил, что тема сада в творчестве писателей, конечно, есть, как и темы огорода, поля. «У нас в семье были яблони в саду, и я просто грыз яблоки, а яблони дичали, вырождались, – вспомнил он. – Выходил сборник рассказов «Все в саду», где есть мой рассказ «Дура и трус». События там происходят в сиренгарии Ботанического сада МГУ». Музейный проектировщик, куратор литрезиденции в Арткоммуналке, писатель Игорь Сорокин вспомнил историю о бабушкином саде, где дед Илларион его возделывал руками.
В мир стихов Беллы Ахмадулинной окунула музыкально-поэтическая композиция, исполненная Полиной Елисеевой и Екатериной Селиверстовой из мелиховского театра «Чеховская студия». Поэзия чередовалась музыкой, и «Сказка о дожде» стала сильным завершающим аккордом: «Дождь, притаившись за моей спиной, / дышал в затылок жалко и щекотно. / Шаги – глазок – молчание – щеколда. / Я извинилась: – Этот Дождь со мной».
Коломна–Москва
комментарии(0)