Андрей Финягин в моноспектакле по рассказам Леонида Андреева. Фото автора |
Леонид Андреев любил МХТ категорично и бескомпромиссно: «Не будь Художественного театра, я бы не стал писать пьесы». А МХТ, проявляя интерес к творчеству Андреева, никогда не испытывал к нему той влюбленности, очарованности и того преклонения, что было в отношении к Чехову, Горькому, Льву Толстому. Андреев был для МХТ источником пьес на актуальные темы. Константин Станиславский поставил «Жизнь Человека» (1907) и больше ничего. А Владимир Немирович-Данченко подарил сценическую жизнь трем пьесам драматурга: «Анатэма» (1909), «Екатерина Ивановна» (1912), «Мысль» (1914). И после, оценивая отношения с Андреевым, сказал, что между Художественным театром и драматургом не было поставлено точки, а было какое-то многоточие, и что перед памятью Леонида Андреева на МХТ «лежит грех, который так и остался не ликвидированным».
Открывшаяся выставка представляет все грани творчества Леонида Андреева. «Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева передал личные вещи писателя, и главное – его фотокопии, сделанные с автохромов. Работы Андреева можно рассматривать часами, это действительно художественная фотография. Также мы сотрудничаем с Музеем Леонида Андреева в Бутове, где он с семьей арендовал дачу. Они предоставили нам живописный пейзаж, предположительно принадлежащий руке Леонида Николаевича. Поэтому на выставке помимо истории отношений Андреева с театром будут раскрыты и малоизвестные его две ипостаси как художника и фотографа», – поделилась концепцией выставки директор Музея МХАТ Софья Грачева.
На открытии выставки был показан фрагмент моноспектакля по рассказам Леонида Андреева в исполнении актера Андрея Финягина, выпускника последнего курса Олега Ефремова в Школе-студии МХАТ. После чего для гостей провели кураторскую экскурсию. В первом зале – любопытное решение в виде открытых деревянных дверей, в нише которых изображены дом Андреева и родители писателя. На отдельном стенде – графический автопортрет Леонида Андреева, фоном для него служат страницы из его произведений, а поверх них – портреты близких и важных для него людей, включая и Станиславского, и Немировича-Данченко. Вникнуть в отношения Андреева с мхатовцами помогают его письма, им адресованные. Второй зал погружает в театральный период, когда были поставлены четыре пьесы Леонида Николаевича. Здесь представлены некоторое количество эскизов костюмов, декораций, афиши, фотографии и для создания атмосферы закулисья – имеющиеся в музее костюмы, столик XIX века из дома Алексеевых и стул с воздушным шарфом Раневской к спектаклю «Вишневый сад». В третьем и четвертом залах Леонид Андреев представлен в двух своих ипостасях – художника и фотографа. Карандашные портреты Андреева сделаны мастерски, а фотографии в его исполнении считаются вкладом не только в российскую, но и мировую культуру. Андреев снимал и автопортреты (по-современному – селфи), и семейные застолья, и даже себя в образе матроса, поскольку был увлечен морскими прогулками на яхте. Благодаря сохранившимся снимкам можно дополнить знания о писателе и драматурге еще и как о друге, муже, семьянине, спортсмене, художнике.
Выставка будет открыта до 13 октября.
комментарии(0)