Александр Бубнов (справа) вручает награду фестиваля Игорю Бурдонову. Фото автора
Четыре писателя, творчество которых так или иначе связано с литературным экспериментом, родились в один день – 6 августа, хотя и в разные годы: Георгий Спешнев, Владимир Бурич, Дмитрий Авалиани и Валентин Загорянский (литературный псевдоним композитора Глеба Седельникова). Этот факт в 2019 году заметил поэт и филолог Александр Бубнов и предложил идею ФЛЭ – фестиваля литературного эксперимента, который проводится теперь как биеннале – один раз в два года. На IV ФЛЭ, на площадке Культурного центра им. академика Д.С. Лихачева, отмечалось ровно 80 лет со дня рождения Глеба Седельникова. Фестиваль посетила Ольга Седельникова – муза композитора и поэта, а также его сын Игорь Седельников. На биеннале читались произведения всех вышеперечисленных именинников, причем вперемежку, и это тоже был своего рода особый эксперимент.
Открывая фестиваль, Бубнов посетовал на то, что традиционно фактическим синонимом авангарда считается так называемая экспериментальная литература, но это положение куратор и ведущий обещает всячески опровергать. Он вспомнил, что применение Пушкиным формы сонета как строфы для романа «Евгений Онегин» вряд ли можно назвать авангардом, но удачным литературным экспериментом – наверняка.
Как-то в кулуарах одного из прошедших фестивалей поэт и литературный критик Людмила Вязмитинова разделила все литературные эксперименты на эксперименты в литературе и над литературой, а художник и поэт Игорь Бурдонов – один из постоянных участников ФЛЭ – дополнил так: «…И над литераторами». Бубнов уточнил, что это и называется интерактивностью и что одно другому никак не мешает.
Бурдонов рассказал о встречах и сотрудничестве с Глебом Седельниковым, а также представил семиминутный фильм «Глеб Седельников. Изначальное свершение», один из многих своих фильмов, в которых оригинально сочетаются музыка и стихи героя с акварелями и анимацией автора… Развивая тезис Вязмитиновой и заявляя новый свой проект «КиноФЛЭрум», Бубнов отделил кино как литературный эксперимент от кино о литературном эксперименте. По его мнению, к первому виду относятся фильмы «Айболит-66» Ролана Быкова, «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского и, наконец, «Сталкер» Андрея Тарковского… «Над» литературой (согласно тезису Вязмитиновой) на биеннале экспериментировали Ингрид Кирштайн – астрологические подходы к построению таблицы поэтов наподобие таблицы Менделеева, а также дуэт Александр Дас & Дейв Боумен – проект по созданию нового текста, а именно пьесы Достоевского…
Поэт и исследователь форм стиха Наталия Лунёва представила свои «методы зацепления слов» в комбинаторной поэзии. Продолжая тему комбинаторики, художник и поэт Михаил Погарский показал свои новые кинетические книги, в том числе книги для детей, а также сыграл с Бубновым в «словотворческие шахматы». Развивая тему игры форм, Бубнов на этот раз предложил конкурс-эксперимент «Симместишие». Эту новую твердую форму стиха, состоящую из семи строк на основе симметрии, он придумал специально к фестивалю. Свои симместишия представили Татьяна Виноградова, Елена Ткачевская и Игорь Бурдонов. По результатам голосования первое место разделили Виноградова и Бурдонов, которым куратор вручил авторские футболки с эмблемой ФЛЭ.
комментарии(0)