Поэтесса Жанна Баскакова. Скриншот видеотрансляции
Лето, жара, сплит-системы работают во всю мощь, и кажется, не до стихов совсем, будто вся поэзия ушла в отпуск, весело маршируя в сторону курортов. Но оказалось, что на интерес к поэзии время года и погодные условия не сильно влияют, тем более если молодые пишущие заинтересованы в собственном совершенствовании. «Этап роста» и без того проходит до обидного редко, и если для этого подошла и «макушка лета», то почему бы и нет?
Седьмой по счету «Этап роста» состоялся в онлайн-режиме. Участников было по традиции шесть, присутствовали все, и даже «технических причин» почти ни у кого не было. А «изюминка» на сей раз была в количестве ведущих. Их в первой части было аж четверо, если считать приглашенного критика Ирину Чуднову. Кроме уже привычных и основных ведущих Бориса Кутенкова и Андрея Козырева поначалу присутствовал и Александр Хан, сам талантливый поэт и человек с неординарным мышлением.
Что касается участников, то и они подобрались интересные, разные, не без артистизма в голосе (отчего у ведущих периодически срывался с языка вопрос, а не участвовали ли они в слэмах, да и вообще про опыт публичных выступлений). Три мальчика и три девочки – и тут все по справедливости. Какие же они? О чем и как пишет нынешняя молодежь?
Вот Миша Маркин, еще как будто совсем юный (громоздкое «Михаил» с ним и не вяжется), но уже вдумчивый, подверженный духу эксперимента. Для юности это норма. Жанна Баскакова сумела если не удивить, то расположить к себе сочетанием несочетаемого – техногенности и мотивов природы, личных ассоциаций и размышлений о глобальном, при этом не слишком растекаясь мыслью в своих недлинных стихах. Антон Зоркальцев играл словами, иронизировал над жизнью и собой, и не сразу понятно, чего в стихах больше, артистического или поэтического, но хотелось улыбнуться, хотя вдруг он это всерьез. Анастасия Липидина весьма активно публикуется, иногда кажется, что в глазах двоится или просто дежавю. Не успеют ее стихи появиться в одном интернет-издании, как тут же появляются в другом. Но то были не лишенные лиризма верлибры. И вдруг на «Этапе роста» – будто совсем другая Настя: в стихах многоцветие, дерзость образов и местами даже немного хулиганская интонация, однако стихи заставляют мысль работать и генерировать новые ассоциативные связи. Сама Анастасия призналась, что у нее бывают такие периоды активности, когда она пишет помногу и разными потоками. Екатерина Спиридонова играет с расхожей темой «не пишется», которая всегда ходит рука об руку с метафорой бесплодия. В ее стихах и цветаевская обреченность, и образ смерти – навязчивой соседки или приятельницы, но в них все равно какая-то неуловимая свежесть жизни, это чувствовалось и в манере прочтения, и даже во внешнем облике (зеленое платье, похожее на летнюю лужайку). Заметно выбивались из всего услышанного стихи Андрея Неброцкого (на слух его фамилия звучит именно как «не Бродский»). Традиционная силлабо-тоника с прозрачностью образов иногда на грани банальности – его конек. Есть в них что-то от русской поэзии середины XX века. Особенно всех взволновало стихотворение про безумную старушку на Киевском вокзале.
Трудно предсказать, куда подует ветер странствий (а может, и перемен) и куда поплывет корабль нашей поэзии. Каждый автор сам строит свой маршрут, где встречаются, проплывая, то «ежовая перина» (Анастасия Липидина), то «пустыни апельсинового цвета» (Жанна Баскакова), то «автобусы с золотыми глазами» (Андрей Неброцкий). И каждый будет помнить, с чего начинал, с какой пристани отправился и где нашел благодатный остров своего этапа роста для того, чтобы с новыми силами двигаться дальше.
комментарии(0)