0
1874
Газета Факты, события Печатная версия

10.07.2024 20:30:00

Микроскоп, телескоп и калейдоскоп

В Музее Алексея Толстого вспоминали Богдана Агриса

Тэги: поэзия, воспоминания, тютчев, мандельштам, заболоцкий


поэзия, воспоминания, тютчев, мандельштам, заболоцкий Организатор вечера Валерий Шубинский. Фото Ольги Баллы

Во дворе Музея-квартиры Алексея Толстого прошел вечер памяти Богдана Агриса, поэта, философа, критика, сооснователя и соредактора литературного журнала «Кварта», автора двух поэтических книг («Дальний полустанок», 2019; «Паутина повилика», 2021), ушедшего из жизни в мае в возрасте 51 года. В мероприятии, организованном поэтом, критиком Валерием Шубинским, вторым сооснователем «Кварты» и близким другом Богдана, приняли участие поэты и литераторы разных поколений и разных поэтических традиций.

Участники читали как тексты Агриса, так и свои собственные, делились воспоминаниями о нем, впечатлениями от его стихов и от опыта общения с ним. Критик Ольга Балла, автор предисловия к книге «Паутина повилика», попыталась выделить в стихах Агриса глубинную мировоззренческую основу, говоря об особого рода натурфилософии, заложенной в его текстах («играющей в них чрезвычайно важную роль, однако не определяющей эти стихи целиком»), и возводя его поэтический язык к традиции Тютчева, Мандельштама и раннего Заболоцкого. Поэт и критик Борис Кутенков указал на то, как изменилось его восприятие стихов Агриса с течением времени и после его ухода. Кутенков рассказал о том, как поначалу привлекавший в первую очередь красотой и отвлеченностью своей богатой метафорики язык постепенно начал открывать пророческие стороны, связанные с глубинным пониманием движения истории и нынешнего времени: «Мир, взорвавшийся тыльной травой, / Оборвавшийся в кровь налегке, – / Мы не знали о нем ничего, / Мы стояли на древо-реке. / Был он выветрен, верен и прям, / Костью скал замыкая Луну. / Мы забыли его с декабря, / Мы в иную впадали страну».

Поэт Вячеслав Попов вспомнил о своем участии в одном из вечеров цикла «Полюса», целью которого было сведение в одном пространстве поэтов с далеко отстоящими друг от друга поэтиками. Там и произошло его знакомство с Агрисом. Вячеслав остроумно охарактеризовал поэзию Богдана как «соединение микроскопа, телескопа и калейдоскопа», уделив внимание особого рода оптике его стихов. Поэтесса Лиза Хереш сказала несколько слов о внимании Агриса к молодежной поэзии (что потом отметил и Шубинский, которого Богдан познакомил с некоторыми молодыми авторами). Внимании, что, по словам Лизы, «говорило о присутствии в нашей поэзии чего-то, что мы еще сами до конца не осознаем». Переводчик и поэт Сергей Дурасов, знавший Богдана лишь заочно как читатель, с горечью говорил о незаменимости личного общения; в моменты взаимопонимания оно, по словам Сергея, было подобным чуду, в своей хрупкости и красоте сравнимому с «расцветающей яблоней или вишней». 

Поэт и соорганизатор вечера Данил Файзов говорил о другого рода чуде – чуде возникновения текстов и их жизни в становлении (когда они еще не стали «готовым оформленным продуктом» внутри читательского восприятия), а также, в связи с этим, о непредсказуемости готовящейся к выпуску третьей книги стихов Агриса («будет ли она как фламинго, или как орел, или как ласточка» и т.д.). Поэт Влад Пряхин отметил исключительность поэтического дара Агриса как «поэта-метафизика», что «для русской литературы в целом большая редкость». Поэт Алексей Черников отметил связь поэтики Богдана с традицией «высокого модернизма» и Серебряного века.

Шубинский, завершая встречу, сказал о соединении в Агрисе таких противоположностей, как детская способность увлекаться и чрезвычайная глубина рационального понимания. Говоря о творческом пути Богдана, он отметил необычайную скорость освоения им всех «тайн» поэтического «ремесла» и секретов «глубинной жизни слова» в первых двух книгах; в последней же книге нашла отражение открытость Богдана к «высшему поэтическому дару» – дару «разучиваться», сознательно противоречить уже освоенному ради достижения особого рода «безумия», непредсказуемости движения языка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Тоска по миру гармонии

Тоска по миру гармонии

Мария Бушуева

Автопортрет Бориса Кутенкова, перерастающий границы личного

0
930
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1362
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1277
Над ним луч солнца золотой

Над ним луч солнца золотой

Елена Скородумова

Где именно Михаил Лермонтов написал акварель «Морской вид с парусной лодкой»

0
973

Другие новости