Ирина Егорова-Нерли, Ирина Антонова и Наталья Божор в доме Брюсова. Фото Ольги Харламовой
В Музее поэтов Серебряного века (доме Валерия Брюсова) состоялся очередной вечер встречи авторов литературного альманаха «Истоки». Его вела первый заместитель редактора альманаха Ирина Антонова. Идею таких встреч подала поэтесса Людмила Осокина, член редколлегии альманаха, автор сборника «Кофейная девушка» и автобиографической книги «Халупа». Дело в том, что раньше проходили только презентации «Истоков», а это случалось один раз в год, после выхода альманаха, и обычно это происходило в Центральном доме литераторов (ЦДЛ). Людмила высказала идею участить встречи авторов альманаха «Истоки», как это было во времена его главного редактора Галины Санти-Рой. Заодно было решено «обновлять» места встреч. Проект «Культурная инициатива» в лице Даниила Файзова предоставил зал в знаковом историческом месте. Это старинный особняк в стиле северного модерна начала ХХ века с барельефом Брюсова у входа.
В момент начала мероприятия в широком балконном стекле напротив сцены дробились и отражались золотые купола собора, лишний раз возвращая собравшихся к образу Москвы златоглавой, неоднократно воспетой в песнях и стихах начала ХХ века. Первой это заметила художница и поэт Ирина Егорова-Нерли, именно о такой игре света она недавно написала: «Свет по стенам гуляет / (не от ламп и свечей!): / свет свой Путь продолжает! / В глубокой тайне своей…». Сами стены с портретами Валерия Брюсова кисти Бакста и Леонида Андреева кисти Серова рождали вдохновение.
Студентка Государственного музыкального института имени Шнитке Серафима Скуратова виртуозной игрой на рояле открыла весеннюю встречу. Ниша, в которой стоял рояль, почему-то не освещалась, и она играла, что называется, вслепую, но это нисколько не мешало яркому мощному звучанию Баха. Полтора года назад она играла в этом же зале на вечере памяти своего отца Бориса Скуратова – поэта и переводчика-полиглота.
Слово предоставили Ирине Егоровой-Нерли – художнику, поэту, эссеисту, автору оригинальных литературоведческих концепций, многие годы оформляющему альманах «Истоки». Каждый год в альманахе отмечают юбилей классиков русской или зарубежной литературы. К осени 2024 года «Истоки» готовят коллективный поэтический венок к 225-летию со дня рождения Пушкина. Тема Пушкина на вечере прозвучала в стихах Ирины Егоровой-Нерли, Натальи Божор и Антонины Ильиной. Вторым юбиляром нового выпуска «Истоков», приоткрыла «тайну» Ирина Егорова-Нерли, ожидается Фредерик Гарсиа Лорка. В стихах Егоровой-Нерли ожил и заиграл новым смыслом символический образ девочки на шаре из раннего «кубического» периода творчества Пабло Пикассо: «Любовь, как «Девочка на шаре», давно привстала на мысок». Тема испанской живописи очень ей близка, и она прочла удивительно яркие стихи, насыщенные испанским колоритом.
Испанскую тему поддержала гостья из Калуги Ирина Сулимова, поэтесса и актриса калужского экспериментального театра. Она заворожила зал своим «Фламенко» в слове.
Ярко прозвучали весенние акварели Людмилы Осокиной: «И стали исчезать кусты, / Пруда растаял лунный глянец, / Остался в сумерках густых / Нарциссов снежно-белый танец...» Она же прочла стихи Юрия Влодова о Блоке.
В стилистике, близкой Серебряному веку, прозвучали романсы под гитару в исполнении Галины Вовченко и Людмилы Стальновой. Патриотические стихи Инны Варварицы коснулись самого понятия «русскости». Драматические коллизии современности в строфах Андрея Ивонина сменила тонкая чарующая лирика Ольги Харламовой: «Гонг апреля и залпом – зелень, взрыв подснежников, звезд салют, в сон прыжок, и отсчет мгновений, и раскрывшийся парашют».
Образы допетровской Руси приобрели плоть и кровь в историческом цикле Владимира Пустовитовского. В конце вечера выступил поэт и переводчик с немецкого и английского языков Алла Шарапова. Одна из первой плеяды литературно-творческой студии «Луч», Ирина Антонова прочла два стихотворения, посвященных студийцам эпохи 1970-х годов.
В завершение вечера, как продолжение испанской темы, в исполнении Серафимы Скуратовой прозвучали солнечные и озорные «Испанские рассказы» испанского композитора Хоакина Турина.