К Алексею Иванову за автографами выстроилась целая очередь. В том числе в тельняшках. Фото автора
О книге Алексея Иванова «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» мы кратко писали в «НГ-EL» от 29.02.23. А на днях – очевидно, ближе к открытию навигации – в конференц-зале Южного речного вокзала прошла ее презентация. Соблюдая негласный дресс-код, организаторы – издательство «Альпина нон-фикшн» – и часть гостей были в тельняшках. Встречу в формате диалога вел однофамилец писателя – владелец магазина «Подписные издания» Михаил Иванов из Санкт-Петербурга. Вопросы Михаила были на разнообразные темы – от судеб бурлаков до влияния революции 1917 года на развитие речного флота. Например, слушатели узнали, что такое туер (пароход, который ходил по цепи); чем определялись размеры судов класса «река–море»; какие диковинные названия встречались у пароходов («Юноша», «Ай-люли» и другие»); о том, что расписание на пристанях указывали по местному времени и времени Нижнего Новгорода, которой считался речной столицей России, и разница между Нижним и Казанью в этом случае составляла 28 минут…
«Мы воспринимаем бурлаков по картине Репина как замордованных людей, – рассказывал Алексей, – но все не так уж мрачно. Из них вышли многие купцы-миллионщики. Как-то пришлось бурлачить оперной труппе, которая приехала на гастроли и оказалась не востребована».
Много было сказано о роли купечества в целом и старообрядцев в частности. По мнению автора книги, последние оказались успешными, потому что были честными, трезвыми и работящими, и это давало экономическую отдачу. Не только речной флот, но и вся Россия XIX века строилась и преображалась купеческими руками. Если сейчас приехать в любой провинциальный городок, то самым интересным там окажется наследие купцов, а не советского времени. Не менее интересными были и судьбы предпринимателей-судовладельцев. Например, бывший крепостной Гордей Чернов, ставший прототипом одного из персонажей горьковского «Фомы Гордеева», купил с товарищами в складчину пароход, потом выкупил его единолично и в конце концов стал миллионщиком. Прекрасно знал Волгу («Волга мне в карман течет»), был очень изобретателен – зимой заставлял свои пароходы работать в качестве паровых мельниц, любил почудить: летом катался на санях по соли вместо снега, в ресторанах бил посуду и давал расписки алмазным перстнем на зеркалах… Однажды в половодье у него унесло 40 барж, на что Чернов только философски заметил: «Бог дал – бог взял». А дни свои окончил монахом Афонского монастыря.
Затронули биографию и самого Алексея Иванова: сын инженеров-судостроителей, он провел детство в поселке речников, школьную практику проходил плотником на буксире, а летом половина друзей отправлялась в навигацию вместе с родителями.
«Река была для меня дорогой в большой мир, и это ощущение я передал своему герою Служкину (персонажу романа «Географ глобус пропил». – О.Р.). Река стала и соприкосновением с историей – в затоне рядом с современными судами еще стояли колесные буксиры. Река была для меня всем, и я давным-давно понял, что напишу книгу об истории речфлота».
Хотя на самом деле получилась книга об истории всей России.
комментарии(0)