0
2271
Газета Факты, события Печатная версия

10.04.2024 20:30:00

Дай им увидеть другие дни

«Всему свое время» – звучало рефреном на встрече в день памяти Даниила Андреева

Тэги: даниил андреев, роза мира, история, мистика, философия, тюрьма, маленков, память, журнал новый мир


даниил андреев, «роза мира», история, мистика, философия, тюрьма, маленков, память, журнал «новый мир» Вечер памяти Даниила Андреева ведет Борис Романов. Фото автора

В Доме Лосева на Арбате был отмечен День памяти поэта и мыслителя Даниила Андреева (2 ноября 1906 – 30 марта 1959), автора метаисторического трактата «Роза Мира». Со дня его смерти прошло 65 лет… Почтить память Андреева собрались читатели и почитатели со сложившимся отношением к его личности и трагической судьбе, неравнодушные к его наследию. На них смотрели два портрета: хозяина арбатского дома, философа Алексея Лосева, и Даниила Андреева. Казалось, последний на протяжении всего разговора был устремлен и на собравшихся, и в открытые ему «другие дни». Снимок, известный теперь по многим воспроизведениям, был сделан 24 февраля 1959 года, незадолго до смерти создателя «Розы Мира». Автор фотопортрета – востоковед Борис Чуков (1939–2022), сблизившийся с поэтом в последние годы его жизни. Об этом и многом другом рассказал поэт, писатель, историк литературы Борис Романов, которого представил Владимир Семенов, директор библиотеки «Дом А.Ф. Лосева», открывший встречу. Романов – исследователь жизни и творчества Даниила Андреева, автор его биографии и ряда книг, раскрывающих не только историю его личности, но и историю создания его произведений.

Судьба автора «Розы Мира» и других его книг схожа с таинственной судьбой одного из двух экземпляров рукописи, который, упакованный в бидон, был зарыт женой Даниила Андреева, Аллой Александровной (1915–2005), в октябре 1958 года в Горячем Ключе, где завершалась работа над трактатом; зарыт в надежде, что так текст уцелеет и когда-нибудь дойдет до читателей.

Считалось, что тайник с рукописью безвозвратно затерян, хотя попытки его найти совершались не раз. Но вот в 2020 году в музей истории Горячего Ключа этот счастливо найденный экземпляр принес человек, пожелавший остаться неизвестным. Сопровождавшее его послание начиналось словами: «Просьба к лицу, которое обнаружит рукопись «Роза Мира»…» Об этом знаковом событии рассказал Романов, который, получив для консультации копии страниц рукописи, тогда же подтвердил ее подлинность. В своем рассказе он коснулся и тех обстоятельств, которые сделали его биографом Андреева. В далекие 1970-е годы самиздатовская «Роза Мира» ходила по рукам, и один из друзей предложил почитать ее, охарактеризовав так: мистический трактат, написанный во Владимирской тюрьме. Романов отказался. «Видно, время еще не пришло», – сказал он, вспоминая тот разговор и признавая его неким знаком, указывающим на неизбежность встречи с Даниилом Андреевым в будущем. Потом в «Новом мире» Борисом Чуковым при поддержке Олега Чухонцева были опубликованы стихи Андреева, которые стали открытием не только для Романова, но и для многих читателей конца 80-х. К тому же Романов был в дружеских отношениях с поэтом и искусствоведом профессором МГУ Виктором Василенко (1905–1991), однодельцем и близким другом Андреева, как и он, приговоренным к 25 годам лагерей. Срок отбывал в Воркуте, Инте и Абези. Он-то и познакомил Романова с вдовой поэта, Аллой Андреевой. Отсюда началась их совместная работа над изданием сочинений поэта, при жизни не опубликовавшего ни строчки.

Романов рассказал о последних месяцах жизни Андреева, который вышел из тюрьмы тяжелобольным, обреченным. Приговоренный к 25 годам тюрьмы, он отсидел 10 лет, хотя мог бы выйти раньше, но не был способен лицемерить даже в тюремных условиях и написал сочтенное «вызывающим» письмо Маленкову, в котором просил «не считать его вполне советским человеком, пока у нас нет свободы печати и религиозной пропаганды».

В рамках Дня памяти были представлены книги Романова: «Крылатый миф: Даниил Андреев и поэты-вестники», «Даниил Андреев: Вестник другого дня» (ЖЗЛ), «Меж камней и терний: Страницы русской духовной поэзии», третья часть которой «Поэты-вестники» посвящена Андрееву (рецензию на нее см. в ближайших номерах «НГ-EL»).

Встреча завершилась обсуждением феномена Даниила Андреева как личности, прозревающей будущее, рисующей нашу современность в деталях, не представимых в те годы, и одновременно откликающейся на прошлое, вмещающей его неразгаданные загадки, на что указывают возможные знакомства Андреева с представителями разнообразных мистических обществ, еще существовавших в 20–30-е годы…

19 октября 1958 года Андреев написал свое последнее стихотворение – завещание, где возносит три мольбы. Первая, о спасении своих трудов: «…Спаси их, Господи! Спрячь, храни, / Дай им увидеть другие дни». Вторая: «…Коль предназначен мне свет высот: / Позволь подать мне хоть знак во мгле / Моей возлюбленной на земле». «Молитва третья: коль суждено / Мне воплощенье еще одно… / Дай нам обоим, жене и мне, / Земли коснуться в такой стране, / Где строят храмы, и весь народ / К Тебе восходит из рода в род». Хочется надеяться, что это масштабное духовное чаяние Даниила Андреева осуществится.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Германские генералы и разрыв "оков Версаля"

Германские генералы и разрыв "оков Версаля"

Борис Хавкин

В 1935 году Гитлер провозгласил "военный суверенитет" рейха

0
698
О школьных исторических знаниях россиян

О школьных исторических знаниях россиян

Память современного общества горизонтальна, а не вертикальна

0
4516
Дорога к спокойствию

Дорога к спокойствию

Виктор Песенный

0
330
С вилами, ножами и косами

С вилами, ножами и косами

Андрей Мартынов

О победах и преступлениях белых

0
2265

Другие новости