Стихи Алексея Чуланского сращивают древность с футуризмом. Фото Емельяна Маркова
Путешествием без путешествия стала 65-я «Некрасовская пятница»: не покидая библиотеку Добролюбова, гости клуба проникли в древние храмы Индии и Турции, на улицы Гааги, «алхимической Венеции», «мистического Парижа». Пир географии устроил Алексей Чуланский, чей сольный «Сезон «Ч» стал отчетом и о его стихотворной работе, и о поездках по миру (влекут Алексея прежде всего культовые памятники – как сохранившиеся, так и пребывающие в руинах). Вероятно, Чуланский держит пальму первенства в воспевании по-русски тайн индуистских храмов: «Видно за облаками / крест из теней литых львов, / лотоса-статора камень, / крыши каскадов зов. / Выпарены из базальта/ позы всего богов. / Дисков смертельное сальто/ воины мечут из слов…» Не менее выразителен парижский цикл: «Хребты дворцов-драконов Лувра, / сокровища в крови лежат, / златые статуи культуры / на Ур Шумерии глядят… / Тьма теллурических ступеней, / луна – как признак Тюильри. / Магистр структуры озарений, / в меня сквозь солнце посмотри!» Чистую лирику пронизывают лексические парадоксы: «Цветенье соткано фотонами фрактала, / и в лабиринте взглядов всех / нам красота показывает жало, / роняя лепестками темный смех…»
Ощущение рифмованной медитации подчеркивалось звучанием на протяжении вечера фоновой электронной музыки, которую представлял ее сочинитель Павел Михайлов. Сам Алексей склонен вверяться магической формуле: «Поэт отражает неизвестное своего времени». Ведущий «Пятниц» Сергей Нещеретов подробно высказался о поэзии Чуланского, видя его «пограничный стиль» как ретрокосмофутуризм с наследованием яркой футуристической декламационной традиции, и о его разноплановой деятельности как радиоведущего, автора либретто рок-опер и песенных текстов для эстрады, например, для певца Николая Носкова. Существуют отзывы слушателей о терапевтическом эффекте носковских композиций.
В конце вечера внимание вновь обратилось к Индии: Алексей Чуланский, не только поэт, но отчасти историк и философ, изложил нетривиальную гипотезу о происхождении Пушкина, согласно которой он отнюдь не негроид, а потомок раджи Визапура, от этого – пушкинская страсть к цыганам, их песням…
комментарии(0)