Леонид Юзефович слушает свой текст в интерпретации Александра Андриенко. Фото автора
В рамках совместного проекта Театра Маяковского и издательства «Редакция Елены Шубиной» в книжном клубе «Маяк» прошла вторая встреча, где представили книгу писателя, историка Леонида Юзефовича «Поход на Бар‑Хото».
Перед гостями на небольшом подиуме стоят два уютных кресла, одно из которых всегда занимает писатель, а второе всегда в ожидании артиста, транслятора настроения выбранного отрывка из литературного произведения. Между автором и артистом всегда только книга. До клуба они не встречаются, не обсуждают, какие отрывки будут читать, это всегда неизвестные постоянные величины, что делает происходящее интригующим, собственно, как и должно быть в литературе и театре.
В новой книге автор обратился к своей излюбленной восточной тематике. И пусть это история с никогда не существовавшими героями, но с вполне реальными декорациями. Это вымышленные мемуары русского офицера, капитана Солодовникова, служившего военным советником в монгольской армии в 1912–1914 годах. В 1930‑х, оказавшись в ссылке в Забайкалье, он вспоминает события, участником которых был 20 лет назад, прежде всего осаду монголами китайской крепости Бар‑Хото.
«Я специально не определял жанр этой книжки. Это может быть большая повесть, а может быть маленький роман. Как кому удобнее, так тот и смотрит, – сказал Юзефович. – Я предпочитаю говорить о том, что это повесть».
По словам автора, конкретного прототипа у главного героя нет: «В то время было много русских офицеров, которые были советниками в монгольской армии начиная с 1911 года, когда Монголия объявила о своей независимости от Китая. Оказывается, вся монгольская армия была создана русскими инструкторами и вооружена русским оружием. По сути, после того как закончилась китайская империя, когда была свергнута династия Цин, монголы стали ссылаться на то, что они никогда не были частью Китая, а их договор был заключен только с маньчжурской династией. Китайцы, естественно, с этим не согласились, и начались столкновения, которые продолжались довольно долго. Монголия, зажатая между двумя гигантами, неизбежно должна была прислониться к одной из сторон», – рассказал Леонид Юзефович.
На этот раз в читке участвовали артисты Маяковки Александр Андриенко, Виталий Ленский и Всеволод Макаров. Между чтением гости и ведущая могли задать вопросы Леониду Юзефовичу. «Я совершенно не следую совету Юрия Олеши «ни дня без строчки», – ответил Юзефович на вопрос о писательской кухне. – Было время, когда я не писал 10 лет. Со своими героями и сюжетами я живу подолгу, но не думаю о них постоянно. Знаете, если вы хотите решить какую-то проблему, о ней нужно забыть, и в какой-то момент вы поймете, что она решена. Так и с книгами. Я живу, пока все герои, пейзажи и идеи не складываются в кубик Рубика. Тогда я и начинаю писать. Очень медленно. По многу раз свой текст переписываю, убираю все лишнее до тех пор, пока письмо не станет ясным».
Как признался писатель, на данный момент он ни над чем сейчас не работает. «Такие периоды у меня бывают очень большие. В 90-е годы я 10 лет почти ничего не писал. Жизнь больше литературы», – сказал автор. Чтение каждого артиста, по словам Юзефовича, было любопытно, даже в какие-то моменты все трое взволновали его.
комментарии(0)