Для Сергея Нещеретова февраль – время эврики и Бунина. Фото Николая Носова
Историко-патриотическое объединение «Багратион» устроило в Библиотеке № 12 им. И.А. Бунина вечер стихов Сергея Нещеретова «Эврика в феврале». Открывая встречу, историк Григорий Бродский произнес реплику о деятельности «Багратиона», а литературовед, поэт Григорий Зобин представил выступающего – коллегу и друга, напомнив о его пожизненной связи со старинными, пушкинскими местами Москвы, об учебе в Лингвистическом университете, где латынь преподавал священник Георгий Чистяков, о кровной литературной преемственности в лице Нещеретова.
Поэт, печатающийся с 1993 года, начал читку со строк тех лет: «В Успенском соборе впервые/ услышать пришлось от тебя,/ что, циклы пронзив годовые,/ слепое деленье в дробях/ не так оттеняет догадку,/ как ей положил на роду/ Провидец, беспечно и сладко/ ее излагая Суду...» Получив в юности «боевое крещение» в составе группы мелоимажинистов, Нещеретов затем выбрал особую дорогу по границе канона и авангарда: «Я боюсь, что я не поюсь./ Хоть ножом бумагу истычь/ или буквы сдави по хруст:/ ойкнет слово одно из тыщ./ Самого себя в новостях/ выдичая циклоном склок,/ почивание на гвоздях/ обращаю в налог на слог».
В середине вечера «Эврику» осенила музыка. Серию романсов на стихи Пушкина, Николая Цыганова, Лермонтова исполнила пианистка и певица Изольда Немировская. А бессмертное «Гори, гори, моя звезда…» (вокал – Мила Углова) дало повод Нещеретову коснуться наследия Бунина, ведь авторство романса приписывали и ему. Отметив, что «поэзия Бунина – это младшая сестра его прозы», Нещеретов прочел стихотворения «Компас», «У ворот Сиона», «Край без истории», а строфу: «Не собьет с пути меня никто./ Некий Nord моей душою правит,/ Он меня в скитаньях не оставит,/ Он мне скажет, если что: не то!» – назвал своей личной молитвой «на ухабах жизни».
Отдельно шла подборка стихов из рукописного альбома литклуба «Некрасовские пятницы»: Нещеретов как его ведущий по традиции пишет стихотворный эпиграф под каждую «Пятницу». Так, например, была предварена самая первая из них, где презентовалась биография поэта Бориса Рыжего, вышедшая в серии «ЖЗЛ»: «После Некрасова,/ возле Некрасова/ псами несытыми/ рыщем и рыщем…/ В роли напрасного –/ к боли напрасного –/ скрасим нестыдно мы/ черное – Рыжим?»
Черед дошел и до самых свежих текстов, подчиненных принципу: «Каждое стихотворение пишется один раз в жизни… Чем оно автономнее, тем оно сильнее». Два из них, прочитанных под занавес, – проводники в царство теней: «Наши тени нас моложе./ Видишь: тенной теплоте/ не переча, зуб молочный/ дергает у тени тень…», «Тень – чистый лист,/ неснежный лишь./ Тень – рысь кулис/ в театре лиц./ Тень – тет-а-тет/ с грядущим сном./ За третью – треть./ Треть – на потом./ Безмастный туз,/ бескругий люк./ Тень – внучка туч,/ от ночки ключ…»
комментарии(0)