Посмертная маска Ленина и книга о скульпторе, ее снявшем. Фото Ирины Новиченко
«Ой, ишо Владимир да все Ильич только, / Ой, да на кого же ты да распрогневался, / Ой, да на кого же ты да рассердился-то…» – это цитата из подлинного народного плача, «Покойнишного воя по Ленине». В 1920–1930-х годах создавалось множество авторских и псевдонародных произведений о Ленине, но был среди них и настоящий фольклор. Примеры того, другого и третьего можно увидеть на выставке «К 100-летию со дня смерти Ленина», которая открылась в Центре социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки (ЦСПИ ГПИБ).
Выставка рассказывает обо всем связанном со смертью Ленина и увековечением его памяти в раннем СССР: о его последних годах в Горках, о торжественном прощании, о том, как появилась идея бальзамировать его тело, кто и как этим занимался, о постройке Мавзолея, о многочисленных, иногда странных с художественной и инженерной точки зрения проектах памятников и, что особенно важно, о посвященной Ленину литературе. На выставке можно увидеть фотографии лечащих врачей Ленина, каталог похоронных венков, копию посмертной маски, снятой скульптором Сергеем Меркуровым, первые проекты Мавзолея, детские рисунки 1920-х, изображающие Ленина в гробу, похоронную процессию и т.д. Отдельный раздел выставки посвящен фольклору и литературе.
Куратор выставки Кирилл Безуглов на экскурсии по экспозиции рассказывает о том, что большая часть фольклорных текстов о Ленине сочинялась в действительности по заказу, но были и исключения – к примеру, тот самый «Покойнишный вой». Он был записан этнографом Николаем Хандзинским с исполнения деревенской девушки Кати Перетолчиной в Иркутской области. В тексте причитания неоднократно упоминается Троцкий как безусловный преемник Ленина: «Ой, ишо кто у нас будет заведовать, / Ой, ишо кто у нас да исполнять будет, / Ой, исполнять будет дела тяжелые. / Ой, исполнять у нас теперь один будет, / Ой, что один только да Лев Давыдович». Это и стало причиной того, что «Покойнишный вой» в СССР не переиздавался, а Хандзинского в 1933 году отправили в лагеря.
Именем Ленина исцеляют в «Заговоре от всех болезней»: «Ты, голова моя, – Ленин, / Ты, кровь моя, – армия красная, / Спасите, сохраните меня, / От всякой боли и хвори…» Этот текст приводится в статье этнографа Родиона Акульшина в сборнике содружества писателей революции «Перевал», № 2, изданном в 1924 году.
Приведен и пример текста, который на первый взгляд кажется народным творчеством, – истории об исцелении благодаря Ленину бабки Аграфены, опубликованной в сборнике «Диалог со временем», № 68 от 2019 года. Авторы статьи в сборнике проанализировали текст и пришли к выводу, что он был написан образованным человеком, хорошо знакомым с принципами сказосложения и вложившим в текст идеологический аспект.
Зато у несомненно авторского текста, поэмы Александра Твардовского «Ленин и печник», оказывается, был первоисточник – случай, рассказанный в заметке «Обложил» в «Еженедельной крестьянской газете», № 10 от 1924 года. Автор заметки якобы услышал эту историю в очереди на похоронах Ленина.
Последний раздел выставки раскрывает тему Ленина в постсоветское время. Здесь показаны книги авторов, спустя 100 лет исследовавших личность Ленина, – писателя и литературного критика Льва Данилкина, историка Владлена Логинова. В качестве примера художественного осмысления образа Ленина приведен сборник публикаций о поэте и рок-музыканте Егоре Летове «Я не верю в анархию» и вынесенная из него цитата Летова: «Это в Ленинских Горах закричал и умер / Тот, в кого не верил Бог в морозных небесах».
Выставка продлится до 29 февраля.
комментарии(0)