Писатель-телеведущий Олег Шишкин (третий справа) со своими читателями и зрителями. Фото Светланы Савватиной
В библиотеке имени М.Ю. Лермонтова, в арт-проекте «Бегемот Внутри» состоялась лекция прозаика и драматурга Олега Шишкина. Занятий и центров внимания у Олега Анатольевича очень много. Он также сценарист, критик, архивист. Многие знают его по телепрограмме «Загадки человечества». И еще он автор многочисленных статей по искусству и истории. Одним из главных направлений исследований Шишкина является архивная криминалистика. Увы, приходится прибегать к таким методам в работе с текстами и документами в условиях, когда традиция искажать и умалчивать факты стала обычным делом. Это в высшей степени неблагоприятно для образа нации, для самоуважения соотечественников. Поэтому люди, делом жизни которых стало очищение и восстановление исторической правды, особенно нужны. И конечно, таких людей удручающе мало.
В активе Шишкина театральное училище, год работы в Тбилисском ТЮЗе, съемки у режиссера Баадура Цуладзе.
Его проза часто имеет детективный и остросюжетный оттенки. Как признается автор – в стиле Борхеса. В свое время за его первыми шагами в литературе наблюдали писатели Николай Дорошенко и Святослав Рыбас.
Интерес к передаче Шишкина «Загадки человечества» никогда не ослабевал. Но слышать создателя и ведущего этой передачи, который сидит напротив тебя и знает много больше того, что было бы уместным в эфире, – это совершенно другое дело. И человек приходит на встречу с живой аудиторией, свободно разговаривает и отвечает на вопросы. И атмосфера наполнена таинством драгоценного общения.
Олегу Анатольевичу всегда есть о чем рассказать. Например, о Николае Рерихе. О некоторых таинственных персонах из его окружения. Или о шокирующих проектах генетиков, существовавших в годы молодой Советской республики. Что, впрочем, не помешало в скором времени уничтожению этой науки в стране и расправе над ее представителями.
Он может долго и увлеченно рассказывать об исследованиях биографии Григория Распутина. В них приходилось постоянно пользоваться методами вышеупомянутой архивной криминалистики. И работа эта привела к неожиданному выводу – воспоминания князя Юсупова и Владимира Пуришкевича, которые были источником для большинства биографов, оказались почти полностью ошибочны либо фальсифицированы. В связи с Распутиным были даже рассказаны подробности приезда в СССР поп-группы «Бони М». Тема эта, казалось бы, вовсе не обещавшая быть таинственной, открыла совершенно неожиданные подробности. На основе которых можно писать приключенческую повесть.
Была, наконец, упомянута беседа с академиком Сергеем Петровичем Капицей на такую необычную тему, как положительные формы насилия в культуре. В частности, речь шла о сравнительно успешной советской системе образования.
Осознание и искоренение фальши в истории, переосмысление этой истории – это дело тяжелое и одновременно почетное. Нелегко мириться с тем, что десятилетиями сложенный облик родной страны оказывается искаженным, ложным. И если это все-таки осознается, то непременно когда-то это придется выправлять. Новые правдивые главы истории предстоит написать людям увлеченным, самоотверженным, трудолюбивым.
комментарии(0)