Поэтесса Мария Мельникова читает рассказ Горчева про гриб. Фото автора
В кафе «Гоген» собралась группа поэтов и прозаиков, среди которых были Николай Архангельский, Екатерина Богданова, Владимир Гуга, Александр Курбатов, Мария Мельникова и ведущий вечера поэт Данил Файзов. Творческий вечер в уютном кругу (в то время, как за окнами шел противный и колкий мелкий дождичек) был посвящен 60-летию со дня рождения писателя, художника Дмитрия Горчева, который – редкий феномен – еще при жизни обрел почти культовую известность. Напомним, Дмитрий Горчев, окончивший Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков, работал токарем, учителем иностранного языка, сисадмином, переводчиком. Затем – главным художником издательства «Геликон Плюс» и журнала Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век». Приобрел большую популярность в интернете, стал одним из первых «тысячников» в «Живом журнале». У Горчева вышло 14 книг, среди которых «Осенняя жаба» (2004), «Сволочи» (2005), «Деление на ноль» (2011), «Я не люблю Пушкина: (из «Живого журнала»)» (2013)
Короткие остроумные рассказы Горчева, блуждающие по Сети и передаваемые из уст в уста, вместили в себя и наследие обэриутского абсурда (Даниил Хармс), и иносказательную мудрость (многие из них сделаны в жанре сказа), и юмор, и пародию, и переработку городских легенд, и, что, вероятно, самое важное – отчаянные языковые эксперименты и ни с чем не сравнимую свободу выражения с органичным употреблением обсценной лексики.
Собрались литераторы с целью почитать рассказы Горчева – те, что из самых любимых. Между прочим, сразу вспомнили, как великолепно читает эти рассказы поэт Геннадий Каневский. Мария Мельникова даже отметила, что Горчев в ее сознании причудливо синтезировался с Каневским. Несмотря на то что Данил Файзов как организатор вечера перестраховывался и просил «запикивать» нецензурные слова, они все равно прорывались, звучали, брали свое. Потому что ретушировать нецензурную речь, в то время как она плотно вплетена в ткань рассказа, практически невозможно.
Интересным стало мнение Архангельского, который только начал знакомиться с творчеством Горчева: «Дмитрий Горчев – писатель неординарный, который с самой первой минуты чтения становится твоим. И при чтении понимается, что не вполне благообразная лексика здесь не есть некая демонстрация. Что крепкое слово просто необходимо как лекарство, как громоотвод. Как в рассказах о нашей жизни, так и в самой жизни. Не будь в русском языке этих слов, нормальный честный человек и гражданин с непременностью просто должен прийти к гибельному для себя отчаянию и максимализму действия. А лекарство и громоотвод позволяют в данную минуту сделать тяжесть действительности временно как бы невесомой. И не сойти с ума. Такова была миссия Писателя. Ушедшего от нас, как это водится, очень, очень рано».
Литераторы по очереди зачитали свои любимые вещи Горчева. Мельникова с присущим ей задором и экзальтацией читала стебный рассказ «Гриб»: «…Этот Гриб испускает из себя такие галлюциногены, что всем кажется, будто бы вокруг сияют золотые купола, гум-цум, чистые пруды и большой театр. На самом же деле, в Москве стоит всего пять-шесть покосившихся избушек, в которых живет начальство, остальные же москвичи живут в землянках, это которые зажиточные, а так в основном под кустиком или в ямке. Но сами москвичи про это совершенно не догадываются. Только иногда ночью, если подует сильный ветер и галлюциногены уносит в сторону Домодедова, москвичам снится, что на груди у них сидит крыса и лижет им губы. Так вот, как раз эта крыса и есть самая настоящая, а все остальное...» Курбатов представил смешную переписку читательниц про совок, работу в газете, заграницу и ковролин, который становится «плацдармом» для интересных действий дамы и ее начальника. Пример «сказового» повествования на тему альтернативного переосмысления истории артистично представил Данил Файзов.
комментарии(0)