В Москве на 74-м году жизни умерла писательница и драматург Нина Садур. Сборник пьес «Чудная баба» и последовавшая за ним проза определили необычное место Нины Садур в литературе: непохожесть, помноженная на колючесть. Странное зеркало запылилось от долгого быта. Ах! Оно не запылилось – треснуло, раскололось, и брызги осколков отражают привычную реальность так, что становится жутко, весело, смешно, грустно.
В любой маленькой истории, рассказанной Садур, видится и угадывается многое. Вопросы заострены. Они тяжелые, необходимые для чего-то. Понять бы еще для чего. Бред странных героинь или бред, предлагаемый окрестной жизнью? Чудным этим бабам приходиться бороться с бредом в одиночку. Победят ли? Едва ли… Садур была противоречива: «Чудная баба» воплощала своеобразный, глубинный русский архетип. Абсурд, вводимый полноценным персонажем в реальность, подчеркивал специфичность русского космоса. Женщина из конструкторского бюро встречается не то с сельской сумасшедшей, не то с языческой богиней, после чего обнаруживает, что привычное сбилось с колеи, да и сама колея едва ли обладает верным вектором. Условность всего с учетом возможности смерти четко прослеживается в пьесах Садур. Она была любимой ученицей Розова – жесткого реалиста. На скрещении Розова и Ионеско рождается ее театр, на скрещении, отягощенном собственным даром. Думается, Садур нелегко с ним было. Пьесы Садур давят. Через это давление может родиться боль сострадания. А там уж и до катарсиса рукой подать…
комментарии(0)