Поэты-завсегдатаи дискуссионного клуба «Кашалот» (стоят) и специальный гость Вячеслав Куприянов (сидит). Фото Андрея и Натальи Казаковых (дуэт «Краски ветра»)
В Российской государственной библиотеке для молодежи (РГБМ) стартовал новый сезон дискуссионного клуба «Кашалот». Этот совместный проект РГБМ и Союза литераторов России ежегодно собирает молодых московских поэтов, желающих обсудить актуальные и злободневные вопросы социального и культурного характера. Дискуссии могут быть жаркими, а диапазон мнений – самым разнообразным.
На сей раз в фокусе внимания участников клуба оказалась традиционная для России, но не утратившая своей актуальности тема непростого взаимодействия свободного и регулярного стиха. Ведущий вечера поэт, председатель Союза литераторов России Николай Калиниченко обозначил диапазон мнений бытующими в обществе полярными суждениями о том, что верлибр – это вовсе не поэзия, а также ответ сторонников свободного стиха о том, что регулярная поэзия изжила себя.
В дискуссии приняли активное участие московские поэты Петр Кифа, Игорь Грай, Дмитрий Ерохин, Дмитрий Адамидов, Павел Быков, Елизавета Белозерова.
Было высказано мнение, что верлибр давно стал частью поэтического инструментария опытных литераторов и свободно используется для решения определенных творческих задач. В то же время существуют группы радикально настроенных поэтов, которые продолжают воспринимать две традиции в контексте непримиримой борьбы.
Павел Быков поделился впечатлениями от посещения поэтического конкурса, на котором пристрастие организаторов к верлибру и полное неприятие рифмованного стиха привели к катастрофическому вкусовому перекосу в области оценки произведений участников.
Николай Калиниченко рассказал о многолетнем опыте работы в жюри премий «Мцыри» и «Филатов-фест» и отметил крайне небольшое количество верлибров среди стихотворений, направляемых на конкурс. В то же время Николай подчеркнул, что среди заявок год от года растет число стихотворений, написанных дольником, который, по сути, является переходной формой от регулярного к свободному стиху. Таким образом, можно сказать о тенденции к осторожному раскрепощению в молодежной поэзии.
Специальный гость дискуссионного клуба «Кашалот», поэт, переводчик, исследователь литературы Вячеслав Куприянов поделился с участниками результатами своих многолетних наблюдений за верлибром в России, подчеркнул особенности, свойственные свободному стиху. В частности, значительный потенциал русского верлибра в достоверном переводе на иностранные языки. То есть большую универсальность по сравнению с доминирующей традицией. Была также упомянута проблема сложности выбора критериев при оценке качества верлибров и, как следствие, возникновение значительного количества текстов сомнительного качества, которые только маскируются под свободный стих. Гость также отметил, что он против конфронтации между формами, но за увеличение разнообразия выразительных методов в арсенале русской поэзии.
В завершение вечера Вячеслав Куприянов прочел несколько стихотворений из сборника «Противоречия». Особенно запомнилась участникам клуба серия поэтических клипов: «Ветер ветер белый снег / блок слушает музыку революции / в желтой кофте красный как марсельеза / из сугроба появляется красивый / стодвадцатидвухлетний маяковский…» И еще: «Маркс переодетый бетховеном / играет аппассионату /ленин с перевязанной щекой / зачарованно слушает восклицает / какой матерый человечище / из сугроба в желтой кофте /красный как марсельеза / появляется… летний маяковский / в ужасе восклицает /ленин!!! жив!!!»
комментарии(0)