Людмила Шустрова показывает стенд художника Михаила Верхоланцева. Фото автора
В центре редкой книги и коллекций «Вселенная Гутенберга» Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино совместно с Музеем экслибриса и миниатюрной книги Международного союза книголюбов состоялся круглый стол «Экслибрис и тенденции его развития». «Мы хотели разобраться в перспективах, тенденциях искусства экслибриса в современном мире не только в России, но и за рубежом…» – открыла мероприятие Софья Окулова, ведущий специалист Центра редкой книги и коллекций «Вселенная Гутенберга». «Интересной темой для исследования является «распадение» понятия экслибриса на научно-библиофильское, то есть книжный знак, знак принадлежности коллекции, и на художественное понятие, жанр малой графики со своими определенными законами…» – затронула она некоторые акценты и почти сразу передала эстафету выступления основным докладчикам.
Людмила Шустрова, председатель Международного союза книголюбов, директор Музея экслибриса и миниатюрной книги, назвала свой доклад «Тенденции развития современного экслибриса России». Присутствующим на круглом столе студентам Института культуры было полезно услышать рассказ Шустровой об истории экслибриса в России, узнать, что до ХХ века «практическая значимость экслибриса – это находиться на книге, быть наклеенным на книгу и показывать, кому эта книга принадлежит». Она подчеркнула, что «с 30-х годов прошлого века экслибрис начинает становиться коллекционным, так как появляется большое количество советских коллекционеров...», и добавила: «Современный экслибрис унаследовал многие черты традиционного книжного знака: исполнение в гравировальной технике, малый размер, надпись «Ex libris», фамилию владельца, связь изображения с личностью заказчика. При этом в современных реалиях знак может создаваться не для книжного собрания, которое может даже не существовать, а для конкретной персоналии или организации, развиваясь в сторону знака как семиотической единицы, характеризующей личность владельца». Присутствующие услышали рассказ о том, как был создан Музей экслибриса, и о его первом директоре Владимире Лобуреве.
Вторую часть выступления Шустрова посвятила художественному оформлению экслибриса, техникам выполнения графических работ, книгам, выставкам, проектам. Один из них – «Современный экслибрис России» – был продемонстрирован на экране. Гости оживились, стали участвовать в обсуждении, задавать вопросы. В конце доклада Шустрова рассказала, что искусствовед, коллекционер, музейный работник, художник Семен Ивенский, автор ряда книг, посвященных экслибрису, собравший огромную коллекцию знаков, выполненных разными художниками для него, до конца жизни интересовался работой музея и состоял в переписке с его сотрудниками. Она привела цитату из одного письма, где он говорит, что «отрыв экслибриса от породившей его книги разрушительно действует на его эстетические качества… часто экслибрисы современных художников… представляют собой некоторое экслибрисное караоке…».
Николай Зубков, главный научный сотрудник центра, назвал доклад «О чем могут рассказать книжные знаки». Он сразу пояснил, что «будет говорить о книжных знаках с точки зрения библиотекаря». В этом смысле «они все абсолютно равнозначны, экслибрис ничем не отличается ни от штампа, ни от суперэкслибриса, ни даже от рукописной владельческой записи…». Он привел немало интересных фактов об экслибрисах, в частности о подделках книжных знаков.
Логическим завершением круглого стола стала презентация выставки «Современный российский и зарубежный экслибрис» и коллекций «Вселенная Гутенберга». Эта выставка уже третья, она проводится по результатам Международного конкурса «Экслибрис–Россия–Екатеринбург – 2023», организованного Международным союзом общественных организаций книголюбов и Международным центром искусств «Главный проспект» (Екатеринбург). На конкурс поступило почти 370 работ от 164 художников из 14 стран мира и 23 российских регионов. Конкурс проводился в трех номинациях: первая посвящена 300-летию города, вторая – свободная тема, третья – экслибрисы в технике CGD (цифровой экслибрис). Более 150 экслибрисов посвящено теме 300-летия Екатеринбурга. Проводя экскурсию по выставке, Людмила Шустрова отметила, что «отрадно видеть работы в традиционных техниках не только от российских, но и от зарубежных художников». Она подчеркнула, что «цифровых экслибрисов было прислано очень мало, чуть больше десятка».
Особое внимание присутствующих Шустрова обратила на стенды художников, чьи работы получили Гран-при конкурса. В специальной номинации это Федор Бабкин, в свободной – Михаил Верхоланцев (оба из России).
комментарии(0)