Мария Залесская на презентации в книжном клубе «Достоевский». Фото автора |
Новая книга Марии Залесской действительно о Вагнере. И о его трех величайших в жизни любовях: как платонических, так и вполне себе плотских. Вообще-то Мария Кирилловна не просто автор многих исторических исследований, но еще и руководитель издательства с богатой историей – «Молодая гвардия». Но новый труд решила издать не в своей вотчине, а отдать на аутсорсинг в дружественное «Вече», где много лет возглавляла редакцию исторической литературы.
Залесская – известный вагнеровед. Разбирающаяся не только во всех аспектах его необычной биографии, но и во всех нюансах непростой для понимания широкими массами его музыки. Возможно, потому и выступление автора звучало для участников презентации как откровения из исторического запределья. Прежде всего следует обозначить сам подход Залесской к жизнеописаниям. Мол, самая главная ошибка многих историков – оценивать события дней минувших критериями сегодняшнего момента. Чего, по стойкому убеждению Марии Кирилловны, делать нельзя просто категорически. Поэтому автор живет в книге исключительно «тем временем», исходя из расхожих установок именно вагнеровской эпохи. Соответственно становятся понятными многие изгибы творческой биографии и личной истории героя книги.
Неоднократно на презентации звучала тема «будущих поколений». «Вагнеру очень не повезло с посмертной эксплуатацией его творчества! – утверждает Залесская. – К нему все время пытались искусственно понацеплять политические ярлыки. Например, в гитлеровской Германии пытались активно подмять под себя немецкого гения, используя как предлог обращение композитора к древнему национальному эпосу». Согласно исследованиям Залесской, никаких арийско-нордических тем или «идей сверхчеловека» в музыке Вагнера не присутствует. Но зато там щедро разлит высокий романтизм, где на первый план выходит любовь в своем высшем проявлении. Мария Залесская привела отрывок из дневников основоположника национал-социалистической идеологии Альфреда Розенберга. Тот искренне не понимал пристрастия своего фюрера к творчеству Вагнера и даже призывал запретить вагнеровскую музыку как противоречащую идеалам нацистского рейха.
Но «наследники по кривой» все решили за великого композитора. Музыкальный фестиваль, основанный лично Рихардом Вагнером, после его смерти перешел к его вдове, дочке Ференца Листа. А затем, по наследству, к жене сына Зигфрида. А та уже сосватала фестиваль фюреру. Конечно, в надежде на получение щедрых дотаций в рейхсмарках. По-хорошему, гореть бы за это дражайшей супруге Зигфрида в аду истории. Но справедливый суд миновал ее потому, что она во время Второй мировой спасала евреев от нацистов.
«А вообще информация о неком особом почитании Вагнера в Третьем рейхе – ложь чистой воды! Того же Бетховена исполняли при Гитлере куда как чаще!» – уверяла автор книги.
С Вагнером, по ее словам, вообще связано очень много лжи. Якобы композитор имел странное хобби – разрушать чужие семьи. Залесская утверждает, что все совсем не так. Любил гений всего три раза в жизни, а надумал жениться – пару раз. Первая жена, артистка, очень быстро превратилась в меркантильную особу, тиранящую мужа и требующую слишком многого. При этом регулярно сбегала от него то с одним любовником, то с другим. Пресытившись очередным романом, писала мужу покаянные письма. Тот регулярно прощал, принимал обратно. И все начиналось по новой.
Вторая избранница Вагнера долгое время слыла его музой. Там все случилось слишком уж возвышенно, вдохновенно… Залесская раскрывает в книге христианскую подоплеку подобных взаимных чувств. Ну а третья дама стала любовью всей жизни. Такая обычно дается Господом Богом лишь немногим избранным за особые заслуги перед Вечностью.
Книга состоит из трех частей: «Любовь земная», «Любовь небесная» и «Любовь вечная». Работа помогает понять лейтмотив жизни и творчества Рихарда Вагнера, на удивление противоречивой личности: лютеранина, глубоко погруженного в буддизм; одного из первых зоозащитников и сторонников биоэтики в Европе; проводника гуманистических философских идей, считавшего себя рупором-провозвестником высшего наднационального искусства, в основе которого лежит древнегреческое; выступавшего категорически против развлекательного компонента в музыке.
комментарии(0)