Участник процесса синтеза искусств, поэт и музыкант Григорий Санников. Фото Марии Ежовой
Один из дискуссионных вопросов сегодня, в ситуации разобщения и расслоения литературных тусовок: стоит ли оставаться в рамках малых сообществ или вопреки всему выступать за всеобщее объединение? К счастью, есть проекты, работа которых фактически нивелирует этот вопрос. Первоначально нацеленные на представление «своего круга», теперь они не только привлекают все больше новых авторов, но и знакомят их с широкой аудиторией. Клуб молодых авторов, выступающих с прозой, поэзией, визуально-литературными перформансами, «ЛитREforma» открыл новый сезон в «Библиотеке поэзии»; его вечер прошел уже в 19-й раз. Новый просторный зал с полутемным освещением, неизменный визуальный ряд в виде картин Лолы Лонли, артистическая манера ведения от ведущего и организатора проекта Ильи Склярского превратили вечер в шоу.
Открыл вечер хозяин площадки Кирилл Марков, работающий в жанре doc.poetry, сближающий поэзию интеллектуальную и эстрадную. Слэмовая манера декламации интересно сочеталась с неочевидным бэкграундом (в одном из стихотворений присутствовала интересная отсылка к стихотворению Михаила Гронаса «Это стихотворение написано автором ночью…», одному из ключевых текстов современной литературы, отстраняющему «поэтическое» в пользу краткого сухого анонса – в этом тексте меж тем запечатлен исторический опыт чуть ли не всего ХХ столетия).
Михаил Вистгоф, студент Литинститута, в своих стихах также не был чужд неожиданной работе с интертекстуальностью, трансформируемой совершенно неожиданным образом: «Печаль моя светла –/ Из горького стекла/ Улыбка рассыпная/ И месяц черный стриж/ Над бровью диких крыш/ Бессонницей и снами». Его коллега по alma mater, Иван Сорокин, удивил не только творческим ростом, но и целостным сюжетом подборки – его элементами стали ностальгия и взгляд, частью болезненный, на детство с позиции себя нынешнего, осознаваемые лирическим героем здесь и сейчас. Все это делает его тексты укорененными одновременно в прошлом и настоящем, где одно неотрывно от другого: «я детским цепким взглядом/ с квартирного балкона/ перебираю и целую/ дугу зеленого газона,/ парковку,/ выход в переулок,/ изгиб района. // цветет мелодия железа,/ и солнце греет в узловые точки». В процессе синтеза искусств участвовал поэт и музыкант Григорий Санников.
Однако было время и для очевидно грустной ноты. Одним из важных событий вечера стала мемориальная часть – буквально в тот же день, утром, ушел из жизни поэт и философ Андрей Тавров. Вспоминали его эссеистику, читали стихи из книг, найденных тут же, в фонде «Библиотеки поэзии». Говорили о трех его ипостасях – тонкого поэта, работающего с разветвленной метафорой; философа, отстаивающего сословный характер поэзии; учителя многих сегодняшних молодых авторов. Вторая половина сентября стала тягостным временем ухода подряд сразу нескольких значимых литераторов, и нам еще предстоит в полной мере осмыслить их наследие.
Ноту Таврова в поэзии продолжила Марта Бартновская: «Он звучит в голове: иоанн, иоанн, иоанн./ Ничего не могу написать про расколотый взгляд./ Я расколотый взгляд, я расколотый звуками взгляд./ Он звучит в голове: иоанн, иоанн, иоанн». Тихая, целительная, магическая, завораживающая – любые из этих эпитетов будут уместными, – сочетающая в себе правоту звука поверх смысла и торжественность Ольги Седаковой, эта лирика стала открытием вечера и органично разбавила более брутальные мужские ноты.
Во второй части читали в основном прозу – и здесь возросла роль инсценировки и декламации. Выступления опровергали стереотип, что этот жанр плохо воспринимается на слух. И тут разброс имен и авторов был широк; выступление Кель Тео с чтением модернистской прозы произвело впечатление настоящего синтеза искусств. Напротив, Кирилл Моргунов, студент Литинститута, читал отрывок из повести, выдержанный в духе антиутопии, в духе Замятина и Оруэлла, делая акцент скорее на вечной теме противостояния человека и государства, нежели на декламации и языке произведения.
комментарии(0)