Куратор выставки Ирина Новиченко ведет экскурсию. Фото Кирилла Безуглова
Мало кто знает, что в молодости Борис Пастернак работал в Институте Ленина. В романе в стихах «Спекторский» он упоминает об этом периоде жизни так: «Но я не засиделся на мели./ Нашелся друг отзывчивый и рьяный./ Меня без отлагательств привлекли/ К подбору иностранной лениньяны.// Задача состояла в ловле фраз/ О Ленине. Bниманье не дремало./ Вылавливая их, как водолаз,/ Я по журналам понырял немало».
Картотека, составленная Пастернаком для этой самой «иностранной лениньяны», представлена в Центре социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки (ЦСПИ ГПИБ) на выставке «Институт Ленина в трудах и биографиях сотрудников 1920-х годов», приуроченной к 100-летию основания Института Ленина. Выставка открылась 18 сентября и продлится до 20 октября.
Как рассказывает куратор выставки, заведующая отделом специальных коллекций ЦСПИ ГПИБ Ирина Новиченко, Институт Ленина был создан для изучения всего, что связано с вождем революции. Было издано постановление, согласно которому все письма, автографы, личные вещи – все принадлежавшее Ленину должно было передаваться в этот институт. Он, по сути, объявлялся монополистом всего наследия Ленина, включая его фотографии, портреты и прочее. Там оказались даже надгробные венки (они, хранящиеся в институте, изображены на одной из фотографий, представленных на выставке), мозг Ленина и посмертная маска. Директором института стал Лев Каменев, впоследствии репрессированный как враг народа. В совет института входила почти вся большевистская верхушка того времени: Иосиф Сталин, Григорий Зиновьев, Николай Бухарин, Алексей Рыков, Михаил Калинин, Надежда Крупская, Мария Ульянова.
Репрессии 30-х коснулись многих сотрудников Института Ленина. Большинство из них были старыми членами ВКП(б), участниками революции и Гражданской войны. Книги, в выходных данных которых упоминались репрессированные, отправлялись в спецфонд и не выдавались никому. На выставке эти книги помечены ярлычком «Библиотека ИМЭЛ. Спец. фонд» – и сразу видно, сколько их было. В ИМЭЛ – Институт Маркса–Энгельса–Ленина – Институт Ленина переименовали позже, под этим именем он и дожил до распада СССР.
Институт выпускал собрания сочинений Ленина, его разрозненные работы, а также «Лениниану» – сборники всех упоминаний о Ленине, где бы то ни было. Пастернак занимался поиском цитат о Ленине в иностранных источниках, так как знал английский, немецкий и французский языки. Другом, устроившим его на эту работу, был сотрудник института, участник революции, литературный критик Яков Черняк. Проработал, правда, Пастернак там недолго – с осени 1924 года до середины 1925-го.
«Лениниана», первые собрания сочинений Ленина под редакцией Каменева – роскошное издание малым тиражом на бумаге верже и более дешевое, вышедшее большим количеством экземпляров, – также представлены на выставке. Показаны там и другие публикации института – например, антирелигиозные произведения Ивана Скворцова-Степанова, директора института в 1926–1929 годах.
комментарии(0)