Писатели-полицейские Иван Ковтун и Дмитрий Жуков. Фото автора
Издательство «Вече» презентовало в клубе «Достоевский» новое документальное историческое исследование, подготовленное к печати как действующими российскими полицейскими, так и почетными отставниками. Название громкое – «Каминцы. Летопись измены в документах и материалах». Увы, лишь искушенные в отечественной истории имеют представление о том, что каминцами называли коллаборационистов, которыми руководил Бронислав Каминский. Тех, что создали на оккупированный немцами советской территории так называемую Локотскую республику.
На презентацию смогли прибыть только два соавтора из трех указанных на обложке: начальник студии писателей МВД России, полковник полиции Дмитрий Жуков и его коллега по студии Иван Ковтун. Рассказывая об издании, авторы дружно сетовали, что вражеская деятельность Каминского со товарищи мало известна. Обычно вспоминают главного предателя – генерала Власова и его армию. Но тут сразу нужно расставить приоритеты.
Дмитрий Жуков рассказал: «Даже еще летом 1944 года немцы рассматривали именно каминцев как самую боеспособную и успешную в организационном плане силу среди советских коллаборационистов. Под их непосредственным управлением находились восемь оккупированных немцами районов, каждый состоявший из 5–6 волостей – ныне располагающихся в Брянской, Орловской и Курской областях. Но, главное, именно они создали вполне боеспособные вооруженные формирования, так называемую Русскую освободительную народную армию, РОНА....»
Выступающий заметил, что печально известный генерал Власов на тот момент вообще не имел никакой армии. Лишь небольшой штат адъютантов и пропагандистов. А свою РОА он набрал уже позже. Каминцы – не власовцы: голыми лозунгами не ограничивались. А исключительно вешали и стреляли. Тонька-пулеметчица, военная преступница, расстрелявшая около полутора тысяч партизан и мирных жителей, числилась у каминцев штатным палачом. Дмитрий Жуков рассказал и о судьбе главаря коллаборационистов Каминского (ваффен-бригаденфюрер войск СС и руководитель Народной социалистической партии России, НСПР). После 1917 года – доброволец Красной армии, в 1920-м был принят в ВКП(б). С 1935 года отбывал ссылку, где в 1940-м стал тайным агентом НКВД в отделе по разработке ссыльных троцкистов. Видимо, преуспел, потому перед войной был отправлен в г. Локоть, где успел поработать главным технологом на местном спиртзаводе. Дослужился у немцев до генерал-майора, получив два Железных креста, первого и второго класса. Командовал 29-й гренадерской дивизией СС РОНА, отличившейся зверствами при подавлении Варшавского восстания (он был ро национальности поляком). Но до справедливого советского суда не дожил: поссорившись с обергруппенфюрером СС Эрихом фон дем Бах-Зелевски (тоже поляком по происхождению и также подавлявшим восстание в Варшаве), был расстрелян зондеркомандой СС. Получается какая-то фантасмагория с разборками поляков-коллаборантов. Но в представленной книге рассматриваются все нюансы, расставляются все акценты и точки над «i».
Отдельная история – биографии видных деятелей РОНА. Например, Павел Пономарев до войны был известен в каждом военном учебном заведении СССР как автор учебников по баллистике и стрелковому делу. Или профессор МГУ Дмитрий Кончаловский, младший брат художника Кончаловского – видный деятель НСПР, начинавший в оккупированном Смоленске, а затем возглавивший минский филиал. Этот вообще непонятно как при немцах держался: во всеуслышание позиционировал себя русским националистом, критикуя идеологию немецкого национал-социализма и даже фюрера.
Один из авторов издания, Иван Ковтун, рассказал об истории создания книги. Работа над ней велась более пяти лет. Всего в книге приведено 242 документа. Особая ценность издания – информация о «втором» периоде функционирования РОНА, после бегства ее формирований в Белоруссию. Упор сделан на раскрытии идеологии РОНА, ее пропагандистской деятельности и совершенных преступлениях против мирных жителей.
комментарии(0)