У рояля куратор выставки Мария Степанова. Фото Александра Никифорова
Фирменная фишка Дома-музея Цветаевой – выставка как концепт, как самостоятельное, пронизанное одной идеей произведение искусства, созданное самыми разнообразными средствами: оформлением комнат, предметами, инсталляциями, светом и даже звуками. Не стала исключением и открывшаяся на днях выставка «Я – прохожий. Странствия Максимилиана Волошина», посвященная жизни этого поэта Серебряного века.
Максимилиан Волошин, который во многом благодаря Волошинскому фестивалю и сейчас в массовом сознании воспринимается как «затворник из Коктебеля», на самом деле много путешествовал по России и Европе, причем не по делам или долгу службы, а просто это ему нравилось. Говоря современным языком, он был бэкпекером, носившим все свое с собой вольным путешественником, бюджетно, часто ночуя в ночлежках, самостоятельно перемещаясь по городам и странам в поисках новых знаний, ощущений и приключений.
Максимилиан Волошин как путешественник – главная идея выставки. Первый зал оформлен как перрон железнодорожного вокзала, ходят даже стилизованные под старину вокзальные часы. Причем путник не только по физическому миру – странам Европы, но и по миру духа. Второй зал дает представление о мистических, философских и религиозных путешествиях поэта.
Волошин хорошо рисовал, увлекался фотографией, но в поездках больше всего ценил не красивые и запоминающиеся здания или природные пейзажи, а физический контакт, осязание, возможность потрогать, прикоснуться. Об этом не забыли организаторы выставки, разрешая посетителям потрогать камушки и ракушки из Коктебеля и даже понюхать благовония – поэт специально привозил их домой из заграницы.
Выбор в качестве героя выставки Волошина для Дома-музея Цветаевой не случаен. В доме поэта в Коктебеле Марина познакомилась с будущим мужем Сергеем Эфроном. Там, на берегу Черного моря, Сергей смог отыскать покоривший ее сердце камушек – розовый сердолик.
Знаменитую дуэль поэтов – Максимилиана Волошина и Николая Гумилева на Черной речке под Санкт-Петербургом, организаторы решили не трогать. Про врага – Николая Гумилева – ничего, а о самой дуэли напоминает разве что записка Волошина к Елизавете Дмитриевой, поэтессе, из-за которой и разгорелся конфликт. И совсем незаметный намек – среди фотографий старого Петербурга специально выбрана открытка с Мариинским театром – местом, где Волошин дал пощечину Николаю Гумилеву.
«Казалось бы, когда человек умирает, голос уходит навсегда … но только не голос поэта», – писал Волошин. И это правда – в третьем зале слайды, рассказывающие об основных этапах жизни, сопровождает записанный в начале века голос поэта, вкрадчиво и слегка задыхаясь читающего свои стихи:
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца – Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь, –
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать
из гроба!
Выставка будет работать до 11 февраля 2024 года.
комментарии(0)