У Маяковского Элину Черневу привлекает смелость и экспрессия, а у Ахматовой – мелодичность стиха. Фото Елены Кукиной
В «библиотеке над оврагом» в подмосковной Малаховке в арт-проекте «Бегемот Внутри» прошел творческий вечер Элины Черневой «Верлибры и не только». Дорога к прекрасному даже с поправкой на субботний день выдалась непростой, но встреча выгодно отличалась как от привычных поэтических чтений, так и от ультрасовременных попыток заинтересовать читателя чем угодно, помимо собственно стихов.
Выступление «женщины-поэта», как предпочитает называть себя Элина, логичным образом разделилось на несколько отделений, где нашлось место не только заявленным в названии вечера верлибрам, но и более традиционной рифмованной лирике, а также небезынтересным попыткам взять поэтический материал прямо из жизни – так называемой ready-made поэзии, собранной из надписей на майках, обрывков разговоров. Поэт выступает здесь скорее как обработчик увиденного и услышанного: далеко не всякому это под силу, но, как нам кажется, попытки такого рода в произведениях Черневой смотрятся весьма органично.
Любопытным оказалось и выстраивание каждого отделения – от длинных стихотворений к более коротким и далее, к едва ли не совсем крошечным. Это заставило вспомнить не столько русскую, сколько японскую поэтическую традицию, позволяющую сказать столь многое в немногих словах.
Частью встречи стали гадания по сборнику стихотворных миниатюр Элины «Вдох»: кому-то из называвших страницу доставались стихи, кому-то – пустая страница с загадочным оформлением, но недовольным, кажется, не остался никто. А к концу мероприятия людей в зале неожиданно стало больше, что, впрочем, позволило автору проявить находчивость и дополнить программу буквально на ходу максимально естественным образом, на что способен далеко не всякий.
За чтением последовали ответы на вопросы, по большей части касавшиеся творческой кухни поэта. Назвав себя внебрачной дочерью Маяковского и Ахматовой, женщина-поэт пояснила, что у Маяковского ее привлекает смелость и экспрессия, а у Ахматовой – мелодичность стиха. И если Ахматова уже давно стала неотъемлемой частью любого разговора о женской поэзии, то услышать об интересе к Маяковскому от автора совсем «немаяковских» стихов было неожиданно. Не обошлось и без разговора о том, как пишутся стихи – хотя попытки рационально объяснить изначально нерациональное, кажется, заведомо обречены на провал. Элина пояснила, что верлибры даются ей куда проще традиционных стихов, и рассказала о довольно смелом способе сочинительства. «Нередко я пишу плохую силлаботонику, а потом ее пересобираю в более сгущенный по смыслу и более оригинальный по посылу верлибр». Насколько правилен такой способ, судить не беремся, но, как говорил тот же Маяковский, настоящий поэт создает свои поэтические правила сам. И, добавим от себя, лучше быть ярким автором свободных стихов, нежели «классиком», вынужденно или невынужденно попадающим в зависимость от «предков» – от Пушкина до Левитанского.
комментарии(0)