Елена Майорова представляет книгу об императрице Евгении де Монтихо. Фото автора
В книжном клубе «Достоевский» заведующая кафедрой юриспруденции МГТУ им. Н. Э. Баумана Елена Майорова представила книгу «Евгения де Монтихо, последняя императрица Франции». Вроде бы первый вопрос, который возникает: а насколько актуальна данная тема сегодня? Где мы, а где Франция? Да и с императорами там как-то уже давно что-то не задалось. Но автор так расставила акценты, что первая мысль, которая возникает после состоявшегося представления нового издания: ой, кабы только наши враги не набрели случайно на эту сверхсекретную информацию (пусть и из середины ХIХ века, но… все же).
Книга вышла в серии «Любовные драмы», но пусть это никого не отвлекает от сути вопроса. Драма там вселенская и никак не ниже рангом. За каждым сиятельным императором (да и просто государственным человеком, облеченным какой-никакой властью) стоит женщина. Именно она – когда интимными ласками, когда пинками да тычками – подгоняет и мотивирует его к тому, чтобы он занял более весомое в политическом плане положение. То бишь из любого Акакия Акакиевича самого мелкого пошиба стремится силой своей великой любви и жажды общественного положения взрастить настоящего Наполеона. Получается, правда, далеко не всегда.
У третьей по счету и последней императрицы Франции все сложилось как хотелось. Прямо как в любовном романе. Из госчиновника она вначале взрастила президента, а затем уже и императора, настоящего Наполеона (коего именовали Луи Наполеон Бонапарт, он же Наполеон III). Да, не первого ряда и даже не второго… но Наполеон. Француз Наполеон III – супруг испанки Евгении, происходящей из семейства потомственных грандов.
На презентации Елена Майорова тщательно перемыла все косточки героини своего исследования. В книге вскрываются все многоходовые ситуации, связанные с европейскими монархическими интригами. Главное, рассказано, как молниеносно европейцы умеют «переобуваться в прыжке», игнорируя любые правила и традиции, что существовали ранее.
«Муж Евгении вообще-то стал президентом Второй Французской республики всего на четыре года. При помощи партии бонапартистов, так как приходился племянником Наполеону Бонапарту. Но через три года пребывания в президентах устроил госпереворот, провозгласив себя императором. В результате безраздельно правил еще почти 18 лет, – рассказала Елена Ивановна. – Ну, так бывает. Просто в одно прекрасное утро решил для себя: продлись, продлись, очарованье… властью». Правда, поначалу чопорные европейские монархии высказали ему свое «фи». Мол, не дадим своих венценосных отроковиц тебе в жены, узурпатор. Хотя уж кто бы говорил…. Елена Майорова рассказала о некоторых так называемых монарших домах старушки-Европы. Например, о том, что родоначальником ныне действующей королевской династии в Швеции стал один из генералов Бонапарта – Бернадот. По рождению не имевший даже дворянского звания, изначально ушедший в армию «из-за тяжелого финансового положения» и получивший первое звание сержанта лишь через восемь лет службы «на самых низах», он был посажен выскочкой Наполеоном I «королевствовать» в промерзлую Швецию. А чтобы зачать будущую блистательную династию, Бонапарт дал ему в жены свою бывшую невесту, к тому времени уже поднадоевшую. На выходе – потомки столь славной четы уверенно монаршествуют в Стокгольме и никому короны-скипетры отдавать не собираются. А почему сии «великородные» господа не считали родного племянника своего благодетеля ровней? Это все – в книге...
Там вообще много о чем. И о 17 титулах знатной дамы Евгении де Монтихо, и о том, как будущий Наполеон III ухаживал сначала за ней исключительно «из неблагородных намерений», но затем, что называется, увлекся серьезно. И о прозаике Викторе Гюго, люто ненавидевшем и самого Наполеона III, и его венценосную супругу – за то, что те не дали ему возможности «побаллотироваться в президенты», отменив сию должность. Карл Маркс, кстати, тоже ненавидел эту императорскую чету, но совсем по другим причинам: у Майоровой все описано. А еще подробно рассказано, как скромная девочка из рода испанских грандов превратилась в ту, кто влиял на все сферы жизни во Франции (вкупе с окрестностями) – и прежде всего на культуру. Франция без Евгении была бы совсем другой. Де Монтихо была инициатором создания парижских бульваров и густого засаживания их каштанами, организовала облагораживание Булонского леса, добилась выплат пенсий госслужащим, открыла бесплатные больницы для бедных, ввела практику раздачи продуктов неимущим. Когда во Франции бушевала чума, она лично посещала лазареты. А еще отметилась как предтеча нынешних феминисток: дала возможность подготовить первую во Франции женщину-бакалавра, запустила кампанию по переходу с неудобных и стесняющих движение кринолинов на обычные платья, ездила прилюдно на лошадях в обтягивающих костюмах «амазонка». А уже в пожилом возрасте одной из первых среди европейских дам занялась воздухоплаванием, освоив полеты на воздушном шаре.
А еще в книге (все же серия обязывает) много про любовь. Евгения же была энергичной, харизматичной… да и просто красивой. К тому же имела свои особые колдовские тайны, как продлить вечную молодость: постоянно протирала лицо льдом, использовала минеральные воды.
Что касается связи с Россией… Для конспирологов приведена в книге и такая информация. Например, почему ряд историков полагают, что в Абхазии у Евгении де Монтихо остался родной внук. Или почему вблизи Владивостока находится архипелаг 20 островов, который в международной классификации носит имя последней императрицы Франции.
комментарии(0)