0
1563
Газета Факты, события Печатная версия

02.08.2023 20:30:00

Утверждающий Жизнь

Памяти филолога Александра Николюкина

Тэги: память, филология, василий розанов, одоевский


27-11-5480.jpg
В быту Александр Николюкин был гедонистом
и щеголем. Фото из семейного архива
Александра Николюкина
«Умер Николюкин», – сказал я позвонившему мне 28 июля коллеге-приятелю. И услышал в ответ: «А как же Одоевский?!»

Доктора филологических наук, главного научного сотрудника Отдела литературоведения ИНИОН РАН Александра Николаевича Николюкина (26.05.1928–28.07.2023) филологический и литературный мир знал и ценил особым образом. Он славен своими многочисленными книгоиздательскими свершениями, среди которых – собрание новеллистики Фолкнера, составление и редактирование четырехтомной «Литературной энциклопедии Русского зарубежья. 1918–1940», 30-томник сочинений Василия Розанова и уникальная «Розановская энциклопедия», собрания сочинений Михаила Каткова, Юрия Самарина, Степана Шевырёва… Особое значение для обновления и укрепления российского вузовского и школьного литературного образования имеет подготовленная под взыскательным руководством Николюкина «Литературная энциклопедия терминов и понятий» (2001), а созданный им в 1993 году «Литературоведческий журнал» стал ныне не только академически авторитетным изданием, но, главное, пространством высокого, живого литературоведческого стиля.

Александр Николаевич в работе был неповторим: определение «трудоголик» по отношению к нему недостаточно. Он и сам работал, и других увлекал за собой, не обращая внимания, так сказать, на обстоятельства образа действия, никак не вспоминая о своем арифметически почти невероятном возрасте. Поэтому никто не удивился тому, что он смог сохранить ритм и энергию своих трудов после трагического пожара в ИНИОНе несколько лет тому назад. И вплоть до сегодняшних дней виртуозно находил средства для издания своих проектов, а мы, их благодарные пользователи, лишь желали ему многая лета, надеясь на благосклонность природы к этой созидающей судьбе.

Александр Николаевич действительно приступал к подготовке собрания сочинений Владимира Федоровича Одоевского, писателя-энциклопедиста, до сих пор не вполне прочитанного классика, актуального по многим направлениям нашей культуры и философии. Очевидно, ухватил в наследии Одоевского такую тайну, которая должна была открыться и его новым читателям…

Но у Господа Бога свои отношения не только с теми, кого Он к себе призывает, но и с нами, остающимися покуда на этой земле. Остающимися с чувством невосполнимой потери.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Наша духовная родина – верхний палеолит

Наша духовная родина – верхний палеолит

Вспоминая поэтессу, редактора, предсказательницу судеб, рукодельницу, садовницу, художницу и обожательницу кошек Ольгу Воздвиженскую

0
1727
Поэт Бесконечности

Поэт Бесконечности

Корнелия Орлова

«Моцарт и Сальери» в Центральном доме литераторов

0
1378
Переводчик должен знать все

Переводчик должен знать все

Игорь Сид

Древнерусский травелог Афанасия Никитина, миссия Александра Грибоедова и слон Ивана Грозного

0
3124
Перезагрузка глобализации и колонизация Европы при Трампе

Перезагрузка глобализации и колонизация Европы при Трампе

Василий Щипков

Страны, которые сносят памятники советским воинам-освободителям, неминуемо теряют свою историческую самостоятельность

0
3853

Другие новости