0
2622
Газета Факты, события Печатная версия

02.08.2023 20:30:00

Раритеты и немножко нервно

Библиофилы представили «кастрированное детище» Владимира Маяковского

Тэги: библиофилы, автографы, маяковский, бурлюк, иллюстрации


27-11-1480.jpg
Сборник стихотворений «Я!» из коллекции
Михаила Сеславинского.  Фото автора
Очередное заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) было посвящено 130-летию со дня рождения поэта и художника Владимира Маяковского (1893–1930). Открыл его председатель НСБ Михаил Сеславинский. В развернутом обзоре прижизненных изданий поэта он продемонстрировал первый сборник кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912), в котором были опубликованы два стихотворения Маяковского – «Ночь» и «Утро», ставшие первым выступлением поэта в печати. Прилагавшийся к нему манифест отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией. Затем библиофил показал первую и весьма редкую книгу Маяковского – сборник стихотворений «Я!» (1913), изданный литографским способом тиражом 300 экземпляров. Над его оформлением работали художники Лев Шехтель (Жегин) и Василий Чекрыгин, а рисунок галстука на обложке был выполнен поэтом. После чего рассказал о двух книгах с интересными автографами юбиляра из своего собрания. На обложке книги «Владимир Маяковский: Трагедия в двух действиях с прологом и эпилогом» (1914) есть дарственная надпись, адресованная журналисту и писателю-этнографу Евгению Иванову: «Милому Евгению Платоновичу от Влад. Маяковского в знак дружбы». Еще одно издание с автографом, и даже не одним – это литературно-художественный альманах «Стрелец» (1915). Книга имеет очень интересный провенанс. Изначально она принадлежала одному из первых русских футуристов, другу Маяковского Давиду Бурлюку. Это подтверждается собственноручной владельческой надписью с датой – 1915 год, II месяц, а также авторским добавлением к уже напечатанным стихам. Затем она оказалась в собрании поэта и актера Самуила Вермеля. На рисунке Владимира Бурлюка – брата Давида, помещенном в конце книги, есть посвящение, сделанное от руки автором: «Милому Самуилу Матвеевичу, посвящаю в знак памяти и уважения этот рисунок В. Бурлюк». После этого книга попала в библиотеку врача-гомеопата и книголюба Виктора Варшавского, который позднее подарил ее московскому букинисту Льву Глезеру на его 60-летие. В ней на странице 87 впервые был опубликован отрывок из трагедии «Облако в штанах» и рукой Владимира Маяковского написано: «Мое кастрированное детище» и подпись – «В. Маяковский». В конце своего выступления Сеславинский продемонстрировал несколько сборников стихотворений поэта, оформленных известными художниками того времени. Среди них «Для голоса» (1923) Эль Лисицкого, «Париж» (1925), «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) и «Сифилис» (1926) Александра Родченко, «Что ни страница, то слон, то львица» (1928) Кирилла Зданевича, «Во весь голос. Первое вступление в поэму с обращением секретариата РАПП» (1931) Соломона Телингатера и др.

Собиратель русской поэзии XIX–XX веков Борис Хайкин продемонстрировал собравшимся две книги. Первая из них – сборник стихотворений «Для голоса» (1923), являющийся ярким примером оригинальных конструктивистских и композиционных решений Эль Лисицкого и идеально сочетающийся с ритмикой поэзии Маяковского. Экземпляр Хайкина содержит дарственную надпись, адресованную сценаристу, киноведу, историку кино, педагогу и переводчику: «Тов. Шипулинскому Маяковский дружески. 24.X.23». Вторая – это поэма «Солнце» (1923), оформленная Михаилом Ларионовым и содержащая восемь супрематических композиций художника.

Коллекционер детских книг 1920–1960-х годов Сергей Смирнов провел настоящее научное исследование, посвященное тому, как менялись рисунки к строке: «Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку» в различных изданиях стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?». Их в разное время выполнили такие художники, как Алексей Пахомов, Николай Денисовский, Стефан Гинц, Виталий Горяев, Андрей Брей, Анатолий Елисеев, Аркадий Алямовский и Евгений Мигунов.

Выступивший в завершение заседания председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков показал три редких выпуска стеклографированного издания Алексея Крученых «Живой Маяковский» (1930). В них были опубликованы фрагменты из разговоров Маяковского с его друзьями и коллегами. Например, такие – в ответ кому-то: «Я имею дело с девушками от 16 до 60 лет, расстоянием не стесняюсь». Маяковский о дамской шляпе: «Это не убор, а целая уборная». Поэт на трибуне: «Алексей Толстой как на белом коне хочет въехать на полном собрании сочинений в Россию». Об Асееве: «Звезда первой величины 14-й категории».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я отдаю остаток дней Бразилии

Я отдаю остаток дней Бразилии

Владимир Буев

Стараниями Астьера Базилио Булгаковский дом переместился в Рио-де-Жанейро

0
225
Разговора не получилось

Разговора не получилось

Елена Бучумова

Библиофилы посетили Гатчину и Царское Село

0
472
Не мое, но интересно и убедительно

Не мое, но интересно и убедительно

Сергей Шулаков

Выставка «Борис Рыжий. Последний классик» на Страстном бульваре

0
516
Кто там шагает правой…

Кто там шагает правой…

Геннадий Евграфов

ЛЕФ выпрыгнул из штанов футуризма и вместе со всеми остальными и прочими влился в соцреализм

0
3927

Другие новости