Поэт, прозаик Светлана Богданова провела вечер по принципу «живая беседа плюс чтение отрывков из книги». Фото автора
В Библиотеке им. Чехова поэт, прозаик Светлана Богданова представила книгу «Свободный человек». Это уже седьмая книга автора. В числе предыдущих были издания в разных жанрах: поэзия («Родство с предметами», «Ностальгический газ»), проза постмодернистская и эзотерическая (роман «Сон Иокасты», «Москва мистическая: Встреча с волшебником»).
Итак, вечер начался. Светлана Богданова тепло приветствовала публику и сказала, что встреча будет построена по принципу «живая беседа плюс чтение отрывков из книги». Она рассказала, что «Свободный человек» – сборник избранной прозы, в который вошли восемь вещей. Венчает его, конечно, маленький роман «Сон Иокасты» (опубликованный в журнале «Знамя» (№ 6, 2000), он был назван критиками лучшей большой прозой месяца, писательница считает его своей визиткой), но Светлана решила не заострять внимание на нем, опасаясь остаться в памяти потомков автором одного романа. Тем не менее она сказала интересную вещь – дескать, какая я была смелая (!), сейчас вряд ли взялась бы за такой сложный материал.
Семь произведений сборника ранее публиковались в периодике, впервые увидела свет только повесть «Праздники». Богданова поведала, что она полностью построена на реальном материале. В каждой главе описан праздник из жизни советской семьи, все сопровождается шикарными застольями. По словам Светланы, чтобы аутентично передать атмосферу, понять, над чем люди смеялись, она перекопала кучу материала – слушала радиопередачи тех лет, смотрела «Голубой огонек» и «Вокруг смеха». «Помните, – сказала писательница – была комната, где бесятся взрослые, и комната, где бесятся дети?» Отрывок же, который она зачитала, был «нарушением границ» – дядюшка явился в детскую, чтобы рассказать ребятам страшную и одновременно смешную сказку про черный гроб на колесиках.
Записки «Вегетарианский стол» посвящены прадеду Светланы Владимиру Оттесену, «который всегда был рядом». Писательница не знала его лично, но в семье о нем постоянно говорили, и в какой-то момент она нашла принадлежавшую ему книгу «Вегетарианские рецепты» с надписью «Моей подруге, чтобы больше не ошибалась». Подписанная, но не подаренная книга стала интригой и началом целого «расследования». Прадедушка был не только вегетарианец, но еще эсперантист, и, чтобы изучить тему, Светлана погрузилась также в историю эсперанто, который создал лингвист Лазарь Заменгоф.
Итогом изысков стал текст «Вегетарианский стол», где в повествование вкраплены цитаты из «Вегетарианских рецептов». Как призналась Светлана, она любит работать в таком синтетическом жанре, в частности, жанре «автофикшн с реальными записками и художественными вкраплениями».
В русле живой беседы Светлане задали вопрос «Не боитесь ли вы влияний?», в ответе на который она привела название книги Остина Клеона «Кради как художник» и сказала: «Я не боюсь влияний, я их жду!» И вспомнила, что в одном из рассказов книги «Сны Максимиллиана», где описаны сны шофера богатой семьи, она использовала кадр, подсмотренный в фильме Филипа Кауфмана «Генри и Джун», – кухня, плита, а на плите кастрюля с супом, из которого торчат длинные зеленые стебли.
Публика задавала вопросы «Когда вы начали писать?», «Откуда берете сюжеты?», и Светлана рассказывала о забавных школьных опытах, когда она писала прозу «под Брэдбери» и в каждой главе у нее кто-то пронзительно умирал, о мастере в Литинституте Руслане Кирееве, который давал студентам большую свободу («Он терпел мой жесткий экспериментальный стиль, хотя был реалистом»), о писателе Вячеславе Курицыне, который написал про нее статью в журнал «Октябрь» «Любите сохранять добро», посещениях легендарного Эссе-клуба, который курировал Рустам Рахматуллин. Чтобы разнообразить вечер, Светлана Богданова читала стихи, например «Чумную песенку» и «Августовский сонет», посвященный Наде Жандр. Вечер завершился счастливым групповым фото, автограф-сессией и кулуарными беседами.
комментарии(0)