В дискуссии участвуют Сергей Шикарев, Василий Владимирский, Константин Фрумкин и Игорь Минаков. Фото автора
В Доме творчества «Переделкино» прошла книжная ярмарка. Участвовали более 25 издательств… В программу ярмарки входила и особая программа, получившая название «Назад в будущее» и посвященная научной фантастике.
Ностальгически прозвучала лекция-диалог режиссера Анны Викторовой, дочери создателя фильмов «Москва – Кассипея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам», и критика Евгения Харитонова – «Москва – Кассиопея», 50 лет спустя». То ли советская фантастика распространялась волнами (именно о четвертой волне говорил литературный критик Василий Владимирский), то ли стоит говорить о поколениях русскоязычной фантастики, но сама эта смена вех в выступлениях, приуроченных к ярмарке, была охарактеризована весьма живо и полно.
В своей лекции Игорь Минаков, писатель, ведущий дзен-канала «Записки любителя фантастики», рассказал об утопических мирах, созданных в 60-е годы. Минаков, кстати, все время подчеркивал, что советская фантастика была оптимистичной, незлобной, обладала набором вполне продуманных научных идей.
Тем не менее критик и футуролог Константин Фрумкин тут же отметил влияние цензуры и вытекающие отсюда особенности этих замечательных произведений. Что не помешало ему всесторонне охарактеризовать «Советскую фантастику в традиции европейской утопии».
Правда, некоторым читателям и в те времена хотелось «погорячее», и они увлекались душещипательными историями Александра Беляева про отрезанную голову и человека с жабрами акулы. Или авантюрным «Гиперболоидом» Алексея Толстого. Это было написано значительно раньше, в 20–30-е годы (там же и «Мы» Евгения Замятина), но зачитывались ими и в 60-е. А тогда уже было что почитать.
И во всем этом были и вера в светлое, и в науку, и… Но еще там присутствовала особая острота, суетился некий сквознячок, который давал глоток воздуха и заставлял возвращаться и возвращаться в светлый, по-своему разумный и полный приключений мир.
На самом деле фантасты 60-х в какой-то мере были первопроходцами, ведь того же Замятина они прочитать не могли, и современная им англоязычная фантастика тоже практически не проникала. А литературный критик, обозреватель Сергей Шикарев как раз и говорил о связи между советскими и американскими произведениями, что для этого жанра вполне естественно. Но в 60-е практически не получалось.
Василий Владимирский пояснил, что само это понятие «волны» было связано с «новой волной» в американской фантастике. Вообще же можно было обойтись и поколениями. Но вот та самая «четвертая волна» у приверженцев этого жанра очень популярна. Ибо к нему относятся и участники Ленинградского и Московского, а также знаменитых выездных семинаров в Малеевке и Дубултах. Участником московского семинара был лауреат спецпремии «НГ» «Нонконформизм-2014» Владимир Покровский, мудрые, психологичные, полные живых образов романы которого в последнее время считают одними из самых ярких произведений авторов «четвертой волны». А еще Андрей Лазарчук, Эдуард Геворкян, Михаил Успенский, Андрей Столяров, Святослав Логинов, Вячеслав Рыбаков, Любовь и Евгений Лукины и другие. Иногда относят сюда и Виктора Пелевина.
При этом в докладе было отмечено, что большинство произведений вышеупомянутых фантастов было связано с ощущением катастрофы. Тем не менее эта фантастика часто обладала и образностью, и психологизмом, что давало надежды на значительное расширение рамок жанра. А вот о том, что было потом и можно ли обозначить характер новых волн – стоит поговорить позже.
комментарии(0)