На один вечер ведущий «Некрасовских пятниц» Сергей Нещеретов уступил место поэту Сергею Нещеретову. Фото автора |
Формат необычный: прозвучали 60 стихотекстов, созданных Сергеем за 35 лет (начиная с осени 1987-го), с музыкальными вставками – ричеркатами (предшественницами фуг) современника Баха, австрийца Готлиба Муффата, исполненными на электрооргане поэтом, переводчиком, музыкантом Александром Ницбергом. Эти сочинения найдены в Австрии лишь в 2003 году и никогда ранее не исполнялись в Москве.
На память слушателям пришли поэтические вечера Андрея Вознесенского в Концертном зале им. Чайковского с участием органиста Гарри Гродберга. Спрашивающие лишний билет толпы на входе, конная милиция, переполненный зал… На вечере Нещеретова, в чьих текстах заметно влияние Вознесенского, конная милиция возле уютного подвальчика Дома поэтов не стояла, но зал тоже был полон.
Любопытны ранние стихи, когда поэт примыкал к мелоимажинистам. Его дебютный сборник «Хронический имажинист» открывается стихотворением «Гимн», своего рода манифестом этой группы: «Вольномученики, погорельцы/ из деревни бревенчатых снов/ мы – оставшиеся умельцы/ пить до дна за основу основ». Никакой любовной лирики, никаких «любовь – морковь», один жесткий хардкор. Багровые шрамы на небе в январе 1993-го как предвестники кровавого октября: «Вечером первого января/ небо пересекли окровавленные складки,/ следы открытых, схваченных морозом ран…» Или образ зимы в посвященном ушедшему поэту Герману Гецевичу стихотворении: «Бабочкой стопудовой/ на рукаве реки/ слышит Москва ледовый/ холод мертвой руки». Хотя название группы отсылает к имажинистам, под некоторыми строчками Нещеретова мог бы подписаться и Маяковский: «Колода ночи перетянута желтой резинкой/ отбившегося от времени лунного луча./ ДомА – пироги с мясной начинкой/ и румяной корочкой кирпича». Влияние авангардиста почувствовалось не только в стихах, но и в одежде – знаменитая желтая кофта Маяковского трансформировалась в желтые брюки Нещеретова. Поэта, сформировавшегося в 1990-х. И, по его собственному признанию на вечере, хотевшего бы всю жизнь прожить в XX веке.
При этом в 2010-х и 2020-х у Нещеретова появился полностью самобытный стиль. Cтихи стали звучать как музыка, когда уже не понимаешь, о чем, но чувствуешь настроение, оказываешься по ту сторону реальности, проваливаешься то ли в транс, то ли в медитативную прострацию, как под голос и звуки бубна шамана: «Шагромье – вырост на бис/ шагурцов в шагороде, шагнца/ белодыханность, без/ шаграничений шахтных». А через полтора часа приходишь в себя и даже не замечаешь стремительно пролетевшего времени.
комментарии(0)