Николай Синехог, Сергей Дмитренко, Евгений Сидоров – на пути к Хорошему Стилю. Фото Арины Депланьи
В актовом зале отреставрированного Литературного института им. А.М. Горького прошел открытый семинар по современной русской литературе, посвященный 55-летию выхода журнала «Юность» с повестью Василия Аксенова «Затоваренная бочкотара». Кроме студентов, аспирантов и преподавателей в нем приняли участие поэт Геннадий Калашников и прозаик Леонид Бахнов.
Открывая собрание, заведующий кафедрой новейшей русской литературы, проректор Сергей Дмитренко призвал не превратить его в вечер теплых воспоминаний, а обсудить проблемы современного художественного языка, беря пример с Василия Аксенова, который всю жизнь неустанно искал живые формы изображения сложноустроенной российской реальности.
После чего предоставил слово руководителю творческого семинара, профессору Евгению Сидорову, который в 1968 году заведовал отделом эстетического воспитания журнала «Юность», и для того чтобы обосновать появление экстравагантного для той поры произведения, написал к нему послесловие «На пути к хорошему человеку». Евгений Юрьевич воссоздал историко-культурный контекст появления «Бочкотары», подчеркнув значимость писательского слова: именно творческая отвага Аксенова мобилизовала редколлегию журнала на публикацию.
Причем, как сегодня видно, весь мартовский выпуск журнала, имевшего тогда двухмиллионный тираж, оказался выдающимся по содержанию: хотя «Бочкотару» можно назвать гвоздем номера, с ней соседствовали стихотворение Анны Ахматовой (из архива), подборки лирики Николая Рубцова, Ярослава Смелякова, Эдуарда Балашова, Василия Казанцева, Инны Кашежевой, незаурядные рассказы Федора Кнорре и Василия Рослякова, язвительный фельетон Натальи Ильиной «Демоническая сила», направленный против эстетического ханжества… Сатирик Аркадий Арканов выступил с документальным очерком о воюющем Вьетнаме, публиковались интересные материалы к столетию Максима Горького…
Здесь семинар совершил замечательный вираж: было воздано по заслугам творческому поиску основателя Литературного института, юбилейный день которого приходится на 28 марта. Доцент, старший научный сотрудник Института мировой литературы, горьковед Анастасия Плотникова представила сюжет начала 1920-х годов, когда Горький, ходивший уже в живых классиках, остро почувствовал необходимость обновления собственной поэтики и выступил с выдающимся и до сих пор не вполне прочитанным циклом «Рассказы 1922−1924 годов».
Аспирант кафедры русской классической литературы и славистики Николай Синехог, переводя формат семинара в ранг научной конференции, развил тему творческой преемственности и литературных взаимосвязей, показал, как даже мелкие художественные подробности одного произведения могут вызвать новое художественное качество в другом. Прозаик, руководитель творческого семинара Евгений Попов призвал студенчество отрываться от всех и всяческих стереотипов, искать в литературном наследии ушедших писателей стимулы для собственного творчества, помнить, что Горький с его соцреализмом ценил, в частности, творчество группы «Серапионовы братья», был внимательным читателем прозы Андрея Белого. Студент Андрей Мусин вновь вернулся к «Бочкотаре», обратив внимание на то, что Аксенов по-своему искал положительного героя, но не шаблонного, а живого, с противоречиями, как, например, Володя Телескопов. Доцент кафедры новейшей русской литературы Роман Кожухаров также говорил о возможностях литературоцентричности, а исходя из известного тезиса «стиль – это человек», предложил идти не только по пути к Хорошему Человеку, но и к Хорошему Стилю, который не имеет срока годности или срока давности, кому как нравится.
комментарии(0)