На экскурсии в Доме-музее М.М. Пришвина (деревня Дунино Московской области). Фото Михаила Кромина
Выражение «с красной строки» пошло от исконно русской традиции украшать начало абзаца. С красной строки начинают писать не любую часть текста, а такую, в которой содержится новая мысль. Самая ранняя по датировке рукописная книга, хранящаяся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, – Архангельское Евангелие. Оно датируется 1092 годом, и в нем уже есть красная строка.
С литературной лабораторией «Красная строка», организованной в ноябре 2019 года прозаиками, членами Союза писателей России Ниной Кроминой и Еленой Яблонской, я познакомилась в трудный период своей жизни. И это была большая удача.
Основное направление деятельности «Красной строки» – проза. Именно то, что было нужно мне. Здесь с большим вниманием отнеслись к моим лирическим миниатюрам, рассказам и сказкам, здесь я получила много добрых и полезных советов. Обращаю внимание на слово «добрый», которое так много значит для ожидающего помощи и поддержки литератора. Кажется, что руководитель «Красной строки» Нина Кромина любит всех нас. Она не жалеет времени, чтобы погрузиться во все детали наших текстов, и делает так, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение.
В «Красной строке» не ограничиваются анализом произведений и много времени отдают литературной учебе. Занятия здесь начинаются с лекций чеховеда Елены Яблонской, которые знакомят нас с историей русской литературы. После чего начинается коллективный разговор о предшественниках Антона Павловича Чехова – русских классиках XIX века – и о его последователях, прозаиках XX века.
«Красная строка» стала для меня счастливым местом, где светло и празднично, где над всем витает дух творчества. Совместная работа продолжается и после занятий. Многие из участников помещают свои отзывы на сайт «Красной строки». Они и прекрасно написаны, и содержат немало ценных советов.
Многие занятия в «Красной строке» проходят в режиме онлайн. И это дает возможность участвовать в них литераторам из разных концов России: от Хабаровска до Калининграда, от Мурманска и Вологды до Севастополя. К нам присоединяются авторы из Германии, Австрии, Белоруссии.
А еще мы бываем на экскурсиях. Летом посетили Квартиру-музей Анастасии Цветаевой и Дом-музей Сергея Дурылина в Болшеве, музей Михаила Пришвина.
«Красная строка» выпускает сборники малой прозы. Их уже три. Во втором представлены 42 российских автора, в третьем – 35. Со многими я уже хорошо знакома. Их произведения – это многообразный мир необъятной России. В них – местный колорит, особенный говорок, особенный уклад жизни. Мне по душе рассказы Александра Анохина, Александра Сизухина, Тани Мороз, Ларисы Кеффель-Наумовой, Юрия Егорова.
Удивительно ярок, образен, народен язык орловчанки Татьяны Грибановой, которая погружает нас в традиционный мир русской жизни: «Под Рождество каждая половица нашего старенького домишка, каждая занавеска на окошке, где меж рам дозревают подмерзшие рябиновые гроздья, каждая крошечная, но уютная, словно бабушкина душегрейка, комнатка напитывается смолистым сосновым духом».
Как же необходимы сегодня хорошая литература и хороший литературный язык. Невозможно смотреть на то, как яркое, образное русское слово, переданный нам в наследство великими поэтами и прозаиками русский язык ныне безжалостно замусоривается иностранщиной, лишается всех красок, становится серым и безликим.
Солнце светит с высоты, земля и небо объединяют нас. Так давайте же объединимся вокруг великой русской культуры и вскормившей наши души русской речи. Литературная лаборатория «Красная строка» делает именно это, активно сотрудничая с другими писательскими организациями и объединениями: с Самарской организацией профессиональных писателей (руководитель Ольга Борисова), с литературным объединением «Точки» при совете по прозе Союза писателей России (руководитель Андрей Воронцов), с Международной академией «Русский слог» (руководитель Галина Дубинина), с литобъединением «Фелисион – страна творческих людей» (руководитель Лариса Прашкивская-Фелисион), а также с издательством «Новое слово» Максима Федосова.
Автор Нина Шамарина, участник лаборатории, пишет: «Я почему-то представляю свои рассказы птицами в моих руках. Боюсь сжать, сдавить сильно, чтобы не погубить. А когда отпускаю, екает сердце: полетит ли?»
Думаю, да, не думаю, уверена – полетят! Книги наших авторов непременно дойдут до читателей, потому что есть вещи, написанные профессионально. «Вечером иду смотреть закат. Солнце, перед тем как упасть в тучу, отражается от ее лилового брюха, перекрашивая и ромашки, и зверобой, и цикорий в марсианский оранжевый цвет: завтра опять ненастье. Да и сегодня дождь не замедлил себя ждать. По беззвездному подолу ночи проходят яркие всполохи далекой грозы. Бормочет спросонок гром, и дождь, совсем не такой, как днем, а прямой, тихий и неспешный перебирает холодными пальцами листья зеленого еще клена. Хорошо, что завтра мне не нужно возвращаться в город. Завернусь в непогоду, как в кокон, в ее шелест, шорох, шепот, всплакну в подушку под старенькой ситцевой наволочкой в мелких цветках, уверяя себя, что все хорошо, и что в одиночестве есть своя неизъяснимая прелесть». В этих строчках – поэзия. И радость, радость от того, что талантом наградил Бог. «Милость Божия проявляется не в том, что человеку дается вдруг нечто особенное, а в том, что он начинает испытывать глубокую радость от того, что имеет». Согласна полностью с этими строчками Натальи Ячеистовой. Присоединяйтесь к нам, к нашей радости и вы, друзья! Занятия проходят два раза в месяц по четвергам в нотной библиотеке им. П.И. Юргенсона (Николоямский пер., 3а, корп. 4), вход свободный. Начало в 17.00.
комментарии(0)