0
1726
Газета Факты, события Печатная версия

29.03.2023 20:30:00

Египет Николая Гумилева

Путешествия по местам, связанным с русским поэтом, стимулируют развитие туризма в Африке

Тэги: николай гумилев, путешествия, египет, африка, туризм, каир, мемфис, сфинкс, пирамиды, музеи, паромы


николай гумилев, путешествия, египет, африка, туризм, каир, мемфис, сфинкс, пирамиды, музеи, паромы В Мемфисе можно, как когда-то Гумилев, полежать на камнях. Фото автора

На прошедшем в феврале в Каире VI Евразийском литературном фестивале фестивалей «ЛиФФт-2023» (см. репортаж на стр. 11 этого выпуска) участники с интересом отнеслись к предложению российских делегатов создать туристические маршруты по местам в Египте, связанным с Николаем Гумилевым, и решили обсудить идею с работниками Министерства по туризму. После окончания фестиваля сами отправились по этим местам, чтобы оценить ситуацию на месте.

Экскурсии по Нилу

Роман Николая Гумилева с Африкой начался с поездки в Египет. Анна Ахматова утверждала, что первый раз Гумилев оказался в стране в 1908 году, но она не особо интересовалась путешествиями мужа. Ряд крупных исследователей творчества Николая Гумилева считают, что первый раз поэт оказался в Египте в 1907 году, и это больше похоже на правду.

Николай Гумилев влюбился в новую страну, что нашло отражение в его творчестве. За свои деньги молодой поэт в 1907 году выпустил журнал «Сириус», как считала доктор филологических наук Елена Раскина – в названии прямой намек на Египет, где Сириус называли Звездой Нила. Появление на небосклоне звезды предвещало наводнение на реке, резкие перемены в жизни, обновление. Да и опубликованный в первом номере журнала рассказ «Вверх по Нилу. Листы из дневника» можно рассматривать как косвенное свидетельство поездки поэта. И включить в программу круизов по Нилу истории о творчестве русского поэта.

Путешествие вверх по великой реке к истокам, по Египту в Судан и Эфиопию, тогда – Абиссинию, во многом мистическое. «Эти страны часто упоминаются в оккультных работах в качестве «наследников» допотопной «атлантической» культуры, прежде всего магических тайн», – указано в комментариях поэта к опубликованному рассказу. В верховьях Нила располагалась таинственная страна «короля-волхва Бальтазара», упомянутая в рассказе о путешествии («Один нищий дервиш рассказал мне, что в тропических лесах еще могуче племя мудрых эфиопов под властью потомка короля-волхва Бальтазара»). Нил упоминается в сборнике «Романтические цветы»: «Смотри, луна, влюбленная в безумных,/ Смотрите, звезды, стройные виденья,/ И темный Нил, владыка вод бесшумных,/ И бабочки, и птицы, и растенья. («Гиена», 1907).

Исследователь творчества поэта Евгений Степанов считал, что поэт поднимался вверх по Нилу во время поездок в Египет в 1908 и 1910 годах, причем в 1910-м даже пересек границу с Суданом. Так что раскрученные достопримечательности Луксора и Асуана также можно внести в гумилевские места.

Каир и Гиза

Незаслуженно забытое российскими туристами гумилевское место в Каире – сикимора Марии (Al Matariyah). Сейчас – уютный дворик с засохшим стволом. Впрочем, есть и живая часть – от корней пошли новые побеги. Все уже организовано – билеты, касса, охрана. Осталось только повесить стенд о знаменитом поэте Серебряного века с цитатой из стихотворения: «Оглушенная ревом и топотом,/ Облеченная в пламя и дымы,/ О тебе, моя Африка, шепотом/ В небесах говорят серафимы/ (…) И последняя милость, с которою/ Отойду я в селенья святые,/ Дай скончаться под той сикоморою,/ Где с Христом отдыхала Мария». (1908).

Другое гумилевское место в Каире – сад Эзбекие. Сейчас до него легко добраться на метро – достаточно выйти на станции Аттаба.

«Каждый вечер мне кажется, что я или вижу сон, или, наоборот, проснулся в своей родине. В Каире близ моего отеля есть сад, устроенный на английский лад, с искусственными горами, гротами, мостами из цельных деревьев. Вечером там почти никого нет, и светит большая бледно-голубая луна», – писал поэт Вере Шварсалон.

В 1917 году в стихотворении «Эзбекие» Николай Гумилев рассказал о сильном впечатлении от посещения сада: «Как странно – ровно десять лет прошло/ С тех пор, как я увидел Эзбекие,/ Большой каирский сад, луною полной,/ Торжественно в тот вечер освещенный».

«Ровно десять лет…» – еще одно подтверждение визита в Каир поэта в 1907 году.

Ну и, конечно, поэт побывал на основных туристических достопримечательностях Гизы – полюбовался на Сфинкса и пирамиды: «Сфинкс улегся на страже святыни/ И с улыбкой глядит с высоты,/ Ожидая гостей из пустыни,/ О которых не ведаешь ты». («Египет», 1918).

Поездка в Мемфис

Не вызывает сомнений путешествие поэта в Египет в 1908 году. Николай Гумилев писал о своих планах: «…Увы! Мне не удается поехать вглубь страны, как я мечтал. Посмотрю сфинкса, полежу на камнях Мемфиса, а потом поеду не знаю куда».

Мемфис – хорошая цель для однодневной экскурсии из Каира. Добраться можно на такси, благо что оно здесь дешевое. Причем взять его на весь день, и не до гостиницы, а до конечной станции метро, на котором передвигаться гораздо быстрее, чем по каирским пробкам.

«Полежать на камнях Мемфиса» можно в музее Рамзеса II, где туристы изучают огромную лежащую статую египетского «ленина» – самого знаменитого фараона страны. Вдобавок можно сделать селфи на фоне сфинкса с сохранившимся носом. Стоит заглянуть к малопосещаемым пирамидам Ломаная и Розовая, а не страдающим клаустрофобией – даже спуститься по крутым узким ходам в их погребальные камеры.

Александрия и Порт-Саид

В Египет Николай Гумилев попадал на пароходах, которые шли до портов в городах Александрия и Порт-Саид. Скорее всего между Александрией и Каиром он передвигался по железной дороге, которая функционирует и сегодня. Вот только билеты для иностранцев в пять раз дороже, чем для местных. Вряд ли такая дискриминация была в начале прошлого века.

Наверняка поэт посетил основные туристические достопримечательности Александрии – расположенный на месте Форосского маяка форт Кайт-Бей, катакомбы Ком-эль-Шукафа, римский амфитеатр и колонну Помпея. А вот здания популярной сейчас у туристов Александрийской библиотеки тогда еще не было.

В стихотворениях темы Александрии поэт не касался, зато в трагедии «Отравленная туника» (1918) появилась александрийская плясунья Феодора, ставшая византийской императрицей. Александрия в пьесе представлена как город смешения культур. И это соответствует действительности – восемь православных храмов мирно сосуществуют с мечетью Абу Эль Аббаса, в настенных рисунках и барельефах «города мертвых» соседствуют элементы египетского, греческого и римского стилей.

После ночевки в Александрии на автобусе добрались до расположенного в дельте Нила города Думьят, ранее известного как Дамьет. В стихотворении «Египет» Николай Гумилев писал: «И каналы, каналы, каналы,/ Что несутся вдоль глиняных стен,/ Орошая Дамьетские скалы/ Розоватыми брызгами пен. Скал так и не нашли, а вот каналов много. Хотя стены уже не глиняные, а вполне кирпичные».

Еще полчаса пути, и на автобусе добрались до Порт-Саида. С туристическими достопримечательностями тут туго – разве что паром, на котором можно пересечь Суэцкий канал. Повысить привлекательность для российских туристов можно создав в местном краеведческом музее раздел, посвященный африканским экспедициям Николая Гумилева. Египтянам обойдется недорого, да и Гумилевское общество вполне сможет помочь.

Вечером вернулись в Каир и закончили еще один небольшой тур по гумилевским местам – Каир (Гиза) – Александрия – Дамьен – Порт-Саид – Каир.

Красное море, Джидда и Медина

Во время экспедиций в Абиссинию поэт плыл по Красному морю до саудовской Джидды. Это и сейчас легко сделать на круизном лайнере, курсирующем по круговому маршруту между расположенным в губернаторстве Суэц, египетским портом Айн-Сохна, иорданской Акабой и саудовской Джиддой. 18 палуб, отличный сервис, повышенный комфорт – круиз сам по себе заслуживает внимания туристов.

Во время экспедиции 1913 года поэт не сходил на берег в Джидде из-за эпидемии, но описал в «Африканском дневнике» охоту там на акул. А вот осенью 1910 года осмотрел город более обстоятельно и посетил главную достопримечательность – могилу Евы. В октябре он писал: «Я уже в Джедде. Здесь очень жарко, очень грязно, удивительно зеленый цвет воды, много акул и могила Евы. Я совершил туда паломничество».

Образ Евы – помощницы и искусительницы часто встречается в творчестве Николая Гумилева. Раздумья над могилой могли найти отражение в появившемся в 1911 году стихотворении «Ева и Лилит».

К сожалению, могилы уже нет, пришедшие к власти ваххабиты снесли в 1928-м возведенную над ней постройку, а затем и залили могилу бетоном. Так что сейчас можно только посмотреть на бетон, да и то если пустят. А вот по улочкам старой Джидды уже можно пройтись – наследный принц решил развивать туризм и стал вкладывать большие деньги в реставрацию Джидды и выдавать туристические визы в королевство. Получить можно в электронном виде. Россиянам для этого нужна карта Visa или MasterCard, выданная банком за пределами постсоветского пространства, или любая китайская Union Pay. Мы остановились на китайском варианте, открыв виртуальную карту в одном из московских банков.

Николай Гумилев вряд ли рискнул посетить Мекку и Медину, под страхом смерти запретные для немусульман. Но в стихотворении «Паломник», написанном во время путешествия в эти места, писал: «Забудь про все, иди, не зная страха,/ Иди, провозглашая мне хвалы;/ Где рыжий вихрь вздымает горы праха,/ Где носятся хохлатые орлы,/ Где лошадь ржет над трупом бедуина,/ Туда иди: там Мекка, там Медина». Так что, возможно, по Аравийской пустыне он путешествовал. Мекка по-прежнему запретный город, а вот Медину для туристов в прошлом году открыли. Почти всю, за исключением мечети Пророка и площади перед ней.

Нам удалось добраться до святых мест на арендованном в Джидде китайском кроссовере и проверить разрешение на практике. Часто спрашивали о вероисповедании, удивляла устанавливаемая на ночь рядом с машиной палатка, но проблем не возникало.

Разве что люди в форме подъехали к установленной на берегу Красного моря палатке и переписали документы. Зато все как в стихотворении «Пророк»: «…И Красное пылающее Море/ Пред ним свои расстелет багрецы...».

Пройденные маршруты могут лечь в основу как организованных экскурсий, так и самостоятельных путешествий по связанным с Египтом гумилевским местам. Дальнейшее их развитие будет полезно как для популяризации русской поэзии, так и туристического бизнеса.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2371
Яхты, закаты и ветер в лицо

Яхты, закаты и ветер в лицо

Как почувствовать запах большой воды, находясь в пределах Восточно-Европейской равнины

0
3298
 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
2774
Метафора для новой антропологии

Метафора для новой антропологии

Марианна Власова

Игорь Сид о любви переводчиков к чужим странам

0
6309

Другие новости