Юрий Ряшенцев отметил таинственность лирики Натальи Аришиной. Фото Валерия Сергутина
В день 80-летия поэтессы Натальи Аришиной, ушедшей из жизни в декабре прошлого года, ее коллеги и друзья собрались в ЦДЛ на вечер ее памяти и презентацию ее посмертного однотомника «Немилосердные лета». Открывает книгу стихотворение «Обманутой в такие времена…», процитированное в начале вечера актрисой Еленой Евтушенко. При кажущейся мрачности оно сразу привнесло в атмосферу вечера, названного «Тихо тебя окликну», ощущение легкости и красоты бытия: «Так хороши весною миражи,/ И звезды укрупняются во мраке,/ И, Господи, особо закажи:/ На всю округу – маки, маки, маки».
Поэт Борис Романов дал краткий очерк творчества Аришиной, посоветовав читателям новой книги обратить внимание на ранее не опубликованное автобиографическое произведение «Восьмислойные облака» и воспоминания о детстве, написанные «живописно, плотно». Из лирики Романов отметил стихотворение «Череды оранжевая соль…», в котором изменчивая погода помогает передать неоднозначность мира: «Льды разбиты вдребезги, и плач/ Злой капели громок и надсаден./ На березе притулился грач,/ Может, ворон – черен и надсаден». Поэт Юрий Ряшенцев посетовал, что Аришина при жизни была незаслуженно малоизвестна, по его мнению: «Всегда публика открывала критике поэта. Так было в свое время с Вознесенским, Высоцким, Окуджавой». Он прочитал стихи «Под дождем», которые, по его словам, своей таинственностью родственны Ахматовой и Ходасевичу: «И снимает девчонка белье и прищепки роняет,/ И старуха в окне раздраженно на это пеняет./ Пес бежит через двор. Под дождем неуютно и зябко./ У меня на плечах промокает случайная тряпка». Ряшенцева тронуло отношение мужа Аришиной Ильи Фаликова к супруге, про которую тот написал в предисловии к «Немилосердным летам»: «Когда ее небеспочвенно называли красавицей, она уводила разговор в область юмора».
Главный редактор издательства «Время» Алла Гладкова выразила благодарность Фаликову за то, что он обратился именно к ним с идеей однотомника и что ей удалось познакомиться с творчеством Аришиной, нашедшим созвучие в ее душе. Несколько раз за вечер звучал голос самой поэтессы – ведущая Галина Нерпина предлагала послушать записи выступлений разных лет. Поэт Алексей Алехин напомнил, что возглавлявшийся им журнал поэзии «Арион» почти каждый год давал подборки Аришиной, и процитировал стихотворение «Счет», отметив, что Наталья Сергеевна – «одна из тех не слишком многочисленных поэтов, которые своим вдохновенным трудом поддерживают жизнь нашей поэзией, поддерживают ее разогретой, то есть обеспечивают ее существование и движение». Поэт, прозаик Галина Климова, завотделом поэзии журнала «Дружба народов», вспомнила, что когда ей представили Аришину, то охарактеризовали ее как «элегантную». Такой она была внешне и внутренне, засвидетельствовала Климова, пожалев, что не знала об Аришиной в пору составления антологии «Московская муза», но порадовавшись, что по итогам 2021 года ей присуждена премия «Дружбы народов» в номинации «ПРОЗА.doc» за повесть «Воспоминанья зарифмую».
Поэт Григорий Кружков расширил в своем выступлении список заочных учителей Аришиной, упомянув Анненского, Блока, Бунина. Поэт Сергей Нещеретов, ведущий литклуба «Некрасовские пятницы», напомнил о персональной аришинской «Пятнице», состоявшейся почти ровно пять лет назад, показав рукописный клубный альбом с записанным поэтессой стихотворением «Напоследок морская отмерена миля…». Поучаствовала она и в красочной серии «рукописных и рукодельных» сборников современных поэтов, начатой по инициативе Нещеретова в 2020 году.
Поэт, переводчик Юлия Покровская призналась, что обязана Аришиной созданием стихотворения с эпиграфом «Далеко, далеко, на озере Чад», появившегося в результате совместного похода в зоопарк. Поэт, прозаик Ольга Постникова подытожила отчасти музыкальный (песни на стихи Аришиной и Фаликова исполнил бард Андрей Крамаренко) вечер так: «Очень важно, что Наташа состоялась. Масса народу имели таланты, но не смогли их показать, не смогли оставить по себе вот такую память, такое наследство».
комментарии(0)