Выставка в стиле Габриадзе. Фото пресс-службы Театра им. В.Ф. Комиссаржевской
В Театре им. В.Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург) состоялось открытие выставки «Жванецкий и Габриадзе. Линии», приуроченной к 89-летию со дня рождения писателя. Были представлены рисунки Резо Габриадзе к книгам Михаила Жванецкого, фрагменты рукописей этих изданий, редкие фотографии.
Эта выставка, подготовленная супругой и сыном писателя Натальей и Дмитрием Жванецкими, – повод вспомнить линию дружбы двух талантливых людей. С одной стороны – писатель-сатирик, юморист, сценарист, телеведущий, актер, а еще и инженер-механик. С другой – сценарист, драматург, режиссер, художник, скульптор, основатель Тбилисского театра марионеток, по образованию журналист. Резо Габриадзе был книжным графиком и оформил более 50 книг. Помимо семи книг Жванецкого он иллюстрировал книги Александра Пушкина, Даниила Хармса, пять книг Андрея Битова. Жванецкий так говорил о друге: «В нем вкус, юмор и разная жизнь, большими кусками, и что меня раздражает – он еще великий художник».
«Утро Михалыча начиналось с того, что он садился за стол и даже, если ничего не шло, он просто водил ручкой по листу, – вспоминала Наталья Жванецкая. – Поэтому в его архивах – записки, где либо круги, либо строки-песнопения, не связанные ни с чем: «Как прекрасно писать хорошей, дорогой ручкой... прекрасно, что у меня есть жена, сын...» А потом у него появлялась мысль, с которой он перескакивал на другую, и в итоге получалось произведение. Для выставки я выбирала читаемые рукописи». По свидетельству Натальи, Михаил Жванецкий никогда не указывал годы, только по его высказываниям «мне – дцатилетнему» и по почерку понятно время написания. В молодости у Жванецкого был почерк более мелкий, четкий, красивый, а с возрастом в его рукописях большие, округлые буквы.
Серию рисунков можно было бы назвать «Жванецкий и его герои». Или «Миша и портфель»… Она создавалась как вольные иллюстрации устных и письменных миниатюр и рассказов писателя. На листах – тонкие линии пером и тушью. С легкой размывкой постоянно возникает «Михал-Михалыч», чаще всего летящий или проносящийся в вихре то ли танца, то ли бега через «Шестидесятые», «Семидесятые», … «Двухтысячные» – это названия книг пятитомника Жванецкого. А он – то в японском халате, в пальто и длинном шарфе, то в виде этакого чертика или на верблюде, то на руках у крупной дамы – вроде и младенец, и с соской, а очки на носу и портфель зажат в руке. Рядом проносятся – в неспешном хороводе, как в кукольных спектаклях самого Габриадзе, – соседи по даче, друзья по жизни, коллеги на фоне одесских улиц и берегов, ленинградских улочек и парадных, московских двориков.
«Он считал, что только Резо может его иллюстрировать, – рассказала Наталья Жванецкая об отношении мужа к Габриадзе. – Так и получилось. Резо находил объединяющую линию для рисунков. Здесь – это Миша с портфелем. Если сравнивать иллюстрации Резо к Пушкину и Жванецкому, то в первом случае – это округлость форм (наверное, Пушкин задал своими кудрями, бакенбардами, витиеватостью), а во втором – это немного рваные, резкие, передающие постоянное движение, энергию линии».
После открытия выставки гостям показали спектакль «В осколках собственного счастья», созданный по текстам из разных книг Жванецкого режиссером Григорием Дитятковским. Выставка открыта ежедневно до 26 марта.
Наталья Жванецкая рассказала «НГ-EL», что готовится книга с текстами Михаила Михайловича о животных и природе с иллюстрациями Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой. И скорее всего перед выходом книги будет организована выставка в Москве. «Что общего между Михал Михалычем, Резо, Норштейном и Полуниным? – задалась вопросом Наталья. – В них проскальзывает детскость. Ему всегда были интересны странные вещи – рассказы про ферму, про животных. Он находил удовольствие от подобных бесед. Михалыч был бесконечно добр к людям».
комментарии(0)