Анна Матвеева объяснила, что «Русская Венера» – образ собирательный. Фото автора
В Музее русского импрессионизма состоялась первая встреча из серии «Искусство литературы». Открыла серию писательница Анна Матвеева, которая рассказала историю любви русского Рубенса – Бориса Кустодиева и его жены и музы Юлии Прошинской. Паре посвящена глава книги Матвеевой «Картинные девушки» (готовится к выходу). Искусствоведы и художники – частые герои книг Матвеевой, а произведения искусства в прямом смысле оживают на страницах ее романов. На встрече автор прочла фрагменты книги и поделилась материалами, которые не вошли в издание.
Матвеева читала рукопись, а позади сменяли друг друга проекции картин Кустодиева. Предпремьерные чтения книги – это возможность заглянуть в самое сокровенное для писателя пространство, творческую кухню, с возможностью задать вопрос, а может, и дать совет. В жизни Кустодиева были очень разные периоды – радостные, связанные с женитьбой, рождением детей, и сложные. Матвеевой удалось найти тонкую грань, золотую середину между описанием быта и творчества художника.
Проза Матвеевой поражает чувством юмора. Слушая ее, периодически хочешь проверить, не улыбается ли автор, не помогает ли мимикой, но увиденное спокойное лицо чтеца не разочаровывает, понимаешь: показалось, послышалось. Глава пестрит разными байками. Например: «Самые известные картины (...) портреты пышных купчих, один из которых даже, говорят, свел с ума некого митрополита, и тот отправился замаливать грехи в монастырь».
Текст богат сносками, заставляющими посмотреть на описанное глубже. Именно так, при помощи цитирования источника, Матвеева словно раздвигает привычные границы истории написания картины с целым рядом названий, данных самим художником: «Новый город», «Ф.И. Шаляпин в незнакомом городе», «Ф.И. Шаляпин на ярмарке», «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». «Ирина Опимах, автор книги «Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях», рассказывает такую историю: «Однажды Шаляпин пришел к Борису Михайловичу в роскошной шубе.
– Пожалуйста, попозируйте мне в этой шубе, – попросил художник. – Шуба у вас больно богатая. Приятно ее писать.
– А ловко ли? Шуба-то хорошая, да, возможно, краденая, – заметил Шаляпин.
– Как это краденая? Шутите, Федор Михайлович!
– Да так. Недели три назад получил ее за концерт от какого-то государственного учреждения. А вы ведь знаете лозунг: «Грабь награбленное».
Кустодиев решил, что это просто замечательно – на его картине певец будет изображен в шубе столь сомнительного происхождения. «И актер, и певец, а шубу свистнул», – шутил он».
Гости узнали, что у картины «Русская Венера» не было модели, это собирательный образ; почему жена Кустодиева воскликнула: «Руки оставьте!»; как художник познакомился с Дмитрием Шостаковичем; почему у Кустодиева душа – астраханка и о многом другом.
На вопрос, о ком еще будет рассказано в книге, Матвеева ответила: «Иностранцы представлены художником Жаком Луи Давидом и Жюли Рекамье. Эдвард Мунк и Дагни Пшибышевская, Аркадий Пластов и Наталья фон Вик, Диего Веласкес и Инфанта Маргарита... И сейчас в работе у меня глава, очень неожиданная, не думала, что он у меня войдет в книгу – Иван Айвазовский. Портрет волны, – пошутила Анна. – На самом деле нет, там была женщина. В списке, который составляется каждый раз перед написанием книги, Айвазовского не было. Он появился сам собой».
Писательница призналась, что хочет сделать книгу не толстой, и считает, что девять глав достаточно, так как каждая глава это два авторских листа, однако обязательно будут иллюстрации.
комментарии(0)