Выступает Алиса Орлова. Фото Ирины Шлионской |
Стиль произведений Ники Батхен – с яркой образностью и атмосферой. «Сейчас мы отправимся в Крым», «Сейчас мы отправимся в Ирландию», – обещает Ника… И вот мы действительно видим перед собой крымскую крепость Чуфут-Кале, воспетый Волошиным Коктебель, переносимся в древнюю Ирландию, где короли мирно соседствуют с мифическим народом сидов, а оттуда попадаем в самую гущу битвы на реке Калке… И не зря одно из стихотворений посвящено Марине Цветаевой, вернее, ее строкам: «Мне дело – измена, мне имя – Марина, я – бренная пена морская».
«Есть правда нутра и тлена,/ Прямая тропа традиций,/ А я выбираю пену,/ В которой хочу родиться». Это не просто близко поэзии Цветаевой, это заставляет задуматься о сути личности поэтессы, о том, кем она была и что хотела донести до своих читателей…
Совсем в иной, казалось бы, стилистике выдержаны стихи Алисы Орловой. Она представила в основном произведения из своего сборника «Байки Введенского кладбища», представляющие собой рэперские «ремейки» русских романтических повестей XIX столетия, многие из которых можно отнести к жанру полноценного хоррора. Здесь и история «Лафертовской маковницы» Антония Погорельского, входящей в сны современной лирической героини, и «Бабушка из Лефортово», в которой самым непостижимым образом смешались опять же и сюжет «Маковницы», и проблемы наследования недвижимости в наши дни, и бандиты-наркодилеры, и мертвые рэперы… Здесь и «Доктор Андрианов», наследник пушкинского «Гробовщика» – патологоанатом из Института Склифосовского, к которому явились его мертвые «пациенты», чтобы поздравить с Новым годом… Здесь и мертвый жених, гуляющий по кладбищу и знакомящийся с современными девушками («Серьезные отношения»); и «Пиковая дама», обитающая в снесенной ныне Ховринской больнице, которая вдруг оказывается Лилей Брик и преподносит знаменитое заказанное Маяковским кольцо со своими инициалами юному рэперу Васе («Пиковая дама»)… И, наконец, перепев «Лесного царя» Жуковского, только вместо всадника с маленьким сыном, очарованным Лесным царем, через чахлый подмосковный лесок мчится на своей машине инвалид Петрович, везет в больницу красавицу дочь, у которой, по всей видимости, случилось психическое расстройство после просмотра ужастика «Оно» по роману Стивена Кинга: «Но Гёте, Жуковский и Стивен Кинг/ рыдая, уходят в ночь./ И, покурив втроем на углу,/ Скачут сквозь хладную мглу».
Литература, история, «густая» макабрическая атмосфера – все смешалось в гостеприимном зале Дома ученых…
И неудивительно, что даже стихи некоторых других участников салона оказались в тему. К примеру, художник, архитектор и поэт Марина Бояркина прочитала свое юношеское стихотворение: «По земле, расправив плечи, рожи красные бегут». Прямо какая-то отсылка к пушкинскому «Вурдалаку» или «Бесам».
А хозяйка салона Ирина Шлионская, которая известна больше не как поэт, а как автор научно-популярных книг на мистическую тематику, чисто случайно включила в свой репертуар новое стихотворение «Дикая охота короля Стаха», посвященное белорусской легенде: «Как заклубится туман у болот,/ Примутся кости наращивать плоть./ Вмиг оседлают в ночной тишине/ Мертвые всадники мертвых коней…» Так что вечер получился очень даже атмосферный.
комментарии(0)