Лев Яковлев, Олег Шишкин, Юрий Нечипоренко и Даниил Дубшин в доме Ростовых. Фото Ивана Карабанова/АСПИР
В особняке дома Ростовых, где находится Ассоциация писателей и издателей России (АСПИР), в этот вечер, поднявшись по мраморной лестнице мимо древнегреческой богини на второй этаж, можно было увидеть необычайное зрелище: здоровенные бородатые дядьки свистели в свистульки, играли в куклы и загадывали друг другу физические загадки, разгадка которых тянула минимум на диссертацию. Это детские писатели отмечали выход книги Юрия Нечипоренко «Горстка бобов». Председатель АСПИР Сергей Шаргунов признался, что в их семье все читают Нечипоренко.
Первым после Шаргунова выступил писатель и телеведущий Олег Шишкин – шевеля фигурными усами, он рассказывал, как с Юрием много лет назад прыгал по крышам в центре Москвы. Писатель – занятие «крайнее», заметил Нечипоренко, на минуту прекратив свистеть, – вот и приходится, когда тебя жизнь прижмет к стене, прыгать выше головы, на крышу, а потом уже и уходить по крышам…
Поэт, драматург Лев Яковлев чуть ли не силой вырвал микрофон у Шишкина и стал вспоминать, как они с Нечипоренко еще в советские времена эдаким бродячим цирком носились по Узбекистану на белой «Волге», выступая в интернатах и детских садах. Ему порой поддакивал, а порой возражал Нечипоренко, а режиссер и писатель Даниил Дубшин при помощи второго микрофона пытался направить их откровения в приличное русло. Но остановить поток воспоминаний бродячих актеров было нелегко.
Наконец, микрофоны у всех ведущих отобрали бывшие дети, а ныне ученые, писатели и лауреаты всяческих премий, и стали, перебивая друг друга, кричать, что они всегда были добрыми и хорошими и, главное, очень любили детей – и писали детские книжки, и совсем не мучили детей уроками и другими занудными делами.
Потом микрофон вырвали критики. Кто-то изрек максиму, что все познается в сравнении, и сравнил Нечипоренко с Бабелем… Раздался громкий стук – кто-то упал со стула. Знаменитая критикесса, печатающаяся в толстых журналах, заявила, что главное, что требуется от писателя, это – доброта. Нечипоренко, чтобы доказать свою доброту, прочитал сказку с открытым концом – про светящегося человека, который оказался никому не нужен: все его боялись… Тут же публика стала сочинять и придумывать, что же стало с этим человеком. Каждый сочинил свое продолжение, так, что из одной сказочной истории получился целый сборник, жаль только, что никто их не записал. Но сказка уже напечатана в той самой книжке, о которой совсем забыли, – в «Горстке бобов». Там конец ее Нечипоренко, по его признанию, украл у детей: когда отключили все электричество, человек этот стал единственным источником света, и к нему потянулись люди.
После критиков и поэтов выступали несколько докторов биологических, физических и других наук и даже один академик, и все они высказали умнейшие мысли. Чтобы публика не расслаблялась, Нечипоренко задал загадку: когда лучше положить сахар в горячий чай, чтобы он быстрее остывал – сразу или подождать? Оказалось, что это сложнейший физический вопрос и без выведения изотерм остывания тут не обойтись. Выяснилось, что надо класть сахар потом. Потому что сразу чай быстро остывает и без сахара, а сахар забирает определенное количество тепла. Надо напомнить, что Юрий Нечипоренко – доктор физико-биологических наук, поэтому он точно знает, как научно пить чай и не обжечься. Свою загадку он тоже превратил в притчу: он заявил, что в наши тяжелые времена надо заниматься сбережением тепла и не жалеть для этого ни добрых слов, ни сахара… Для охлаждения берегите сахар на потом, для сбережения тепла кладите сразу.
комментарии(0)