Один из героев «Полета разборов» Степан Самарин. Фото Елены Семеновой |
Поэзия Самарина пришлась по вкусу всем выступавшим. Ирина Машинская отметила, что его стихи отражают обрывочность, лоскутность этого мира и сравнила их с творчеством Григория Стариковского. Светлана Богданова обратила внимание на то, что подборка Самарина целостна и воспринимается как единый цикл. Из стихотворения в стихотворение путешествуют одни и те же мотивы, которые переплетаются и становятся рефренами. Также Богданова добавила, что, по ее мнению, мироощущение Самарина очень близко к мироощущению Нади Делаланд и, будь она издателем, предложила бы этим двум авторам опубликоваться под одной обложкой.
В ходе обсуждения Самарина сравнивали и с другими поэтами. Чаще всего звучали имена Осипа Мандельштама, Геннадия Айги и Василия Бородина. Были и менее очевидные параллели. Ирина Чуднова увидела у Самарина много общего с Георгием Ивановым, а Исмаил Мустапаев и вовсе предложил целый список ассоциаций, включающий Иннокентия Анненского, Елену Шварц, Константина Вагинова и Ольгу Седакову. Кроме того, Мустапаев сравнил подборку Самарина с творчеством французского режиссера Жака Риветта.
В перерывах между выступлениями критиков бессменный руководитель проекта Борис Кутенков и его соведущий Марк Перельман зачитывали рецензии критиков, которые не смогли присутствовать очно. Ольга Балла положительно оценила подборки обоих авторов. Главной установкой Самарина она назвала детскую доверчивость, не означающую при этом ни простоты, ни наивности. Про Чипигу она написала, что автор отваживается упаковывать тексты с нетривиальным внутренним свойством и неочевидными внутренними ходами в традиционную, правильно выстроенную силлаботонику. Это позволяет Чипиге использовать ауру известных стихотворений, написанных теми же размерами, и усиливает его собственные стихи, обогащает их подтекстами.
Отзывы Валерия Шубинского получились более лаконичными. Самарина он назвал сложившимся поэтом, способным создавать цельную ткань из полуобрывочных образов. В текстах Чипиги Шубинский увидел перспективу и возможность развития, но при этом заметил и недостатки, которые показались ему признаками дилетантизма. С такой оценкой согласились далеко не все. Ирина Чуднова нашла в творческом методе Чипиги сходство с методом Евгения Никитина: поэт специально слегка портит текст, чтобы получилось более естественно. Эту точку зрения разделил и Кутенков, назвав дилетантизм в поэзии Чипиги кажущимся и проведя аналогию с поэзией Андрея Гришаева, в которой также присутствует сознательная авторская установка на намеренную безыскусность; Богданова также вспомнила в этом контексте неопримитивизм Данилы Давыдова.
Участники обсуждения сошлись на том, что у Чипиги получаются прекрасные миниатюры. Богданова назвала их лучшими текстами в подборке, а Машинская охарактеризовала их так: «Это не словесный минимализм, это образный минимализм».
В конце обсуждения Кутенков обратил внимание на забавную деталь: оба поэта завершили свои подборки стихотворениями, в которых фигурирует полет. Никакого сговора между Самариным и Чипигой, разумеется, не было, но получилось символично.
комментарии(0)