Николай Архангельский считает, что время от времени нужно что-то менять. Фото Николая Милешкина |
Куратор проекта Николай Милешкин отметил, что случай Архангельского удивительный: он начал писать стихи достаточно поздно, и стихи хорошие, что бывает нечасто. На вопрос: «Когда ты начинал писать, какие поэты на тебя влияли и какие влияют сейчас?» – Николай ответил, что круг чтения меняется довольно часто. Когда начинал, нравились стихи Натальи Поляковой, Германа Власова. Постепенно выделил для себя Гандельсмана, Веденяпина, Надю Делаланд, Елену Шварц, Олега Юрьева, Анну Глазову… Ивана Жданова всего прочел с большим увлечением. Из относительно недавних открытий – Василий Бородин. Когда его не стало, начал читать его стихи и полюбил. И сейчас читает его и пишет сам часто под его влиянием. Они вдохновляют, хотя и «неправильные», и «грамматика разболтанная», а «читаю – и как в другой мир попадаю, как будто не в этом месте нахожусь»…
В зале присутствовало трое друзей юности Николая. Зритель по имени Геннадий отметил, что Николай – человек, все время меняющийся и удивляющий своими увлечениями. Когда-то это было кино, фантастика (Лем, Стругацкие). Потом – живопись. Была и генеалогия, греческая мифология. На сегодняшний день – поэзия. Инженерия, энергетика – это профессия, на фоне которой меняются увлечения. На вопрос, сколько времени пишется стихотворение, автор ответил, что иногда садится и записывает за 15 минут. Правда, потом может исправлять. Приходят строчки, и из них что-то получается, а другие лежат долго и уже теряют актуальность.
Подруги Николая недоумевают, почему его стихи такие грустные. Николай считает, что чувства не так важны, а вот мысли сами не придут, нужно что-то читать, слушать, даже совершенно не поэтическое, извне. Прозвучал вопрос, есть ли у него стихи, посвященные жене. Поэт рассказал, что супруга Наталья относится к его занятиям с пониманием, что они в близких, теплых отношениях, но трудно «стихотворения посвящать» и «полы одежды целовать»... На сожаление, что в его стихах мало солнечного света, мало любви к женщине, Архангельский ответил, что в нашей жизни вообще мало любви – и к женщине, и к ближнему. Творятся странные процессы – унификация, унисекс… Друзья продолжали настаивать на том, что хорошо бы написать о семье, детях, внуках. Николай был тверд: «Я попал в поле текстов, мыслей людей, которые сейчас мне интересны. Это самое важное».
Архангельский сказал, что для него важно понять, как отличить свободный стих от прозы. Откуда берется поэтическое, ведь в свободном стихе его не меньше, чем в регулярном. Силлаботонику надо писать или очень хорошо, или не писать вообще. Иначе выходит заезженная пластинка на одной ноте: «У всех – у всех – у всех». Писать силлаботонические стихи – высший идеал.
комментарии(0)