Валентина Фехнер участвовала сразу в двух вечерах. Фото Виктора Черненко |
Открыл вечер основатель, руководитель и постоянный ведущий арт-проекта поэт Николай Милешкин, представив Валентину Фехнер (см. репортаж о ее авторском вечере в «НГ-EL» от 08.12.22). В соседнем зале библиотеки параллельно проходило мероприятие, посвященное молодым литераторам, в котором она также участвовала. Поэтесса прочитала несколько стихотворений и отрывок из пьесы «Антигона» о том, как «Прозревает эхо Вагнера/ Во все незрячие глаза».
Борис Кутенков побил рекорд Валентины, выступая уже на третьем вечере почти одновременно. Вместе с сотрудницей «НГ-EL» Еленой Семеновой и Милешкиным он много лет делает все, чтобы не забывали поэтов, рано ушедших из жизни. На этот раз Кутенков рассказал о творчестве Гоши (Игоря) Буренина (1959–1995) и Леонида Шевченко (1972–2002). «Для Буренина текст – переплавленное событие, – подчеркнул Борис. – Тем, кто ждет от стихов классической ясности, его творчество понять сложно… Достаточно вспомнить прогнозы критика-современника, что в произведения Афанасия Фета после его смерти будут заворачивать селедку… Но если вы захотите поверить этим строкам, найдете в них все: и гражданственность, и события времени, и биографию, и визуальные картины».
«Потерянный в чужой любви, в лучах блистающего сада» – так написал о себе Шевченко, чьи стихи Евгений Евтушенко включил в антологию «Строфы века» (единственного из волгоградских поэтов).
Прозвучали стихотворения Марлены Мош, строки о преодолении испытаний, пропущенных через расширенное сердце, напомнили давний текст Ольги Седаковой о шиповнике, которых «развернется в расширенном сердце страданья».
Сын режиссера Георгия Данелия и актрисы Любови Соколовой – Николай Данелия (1959–1985) не только рисовал, снимал фильмы, но и писал стихи, которые и сейчас очень современны. Воспоминаниями о своем друге поделился кинематографист Александр Иванов-Сухаревский, отмечая, что «Николай даже ходить не мог медленно, он все время летел».
В стихах относительно молодого поэта, но уже постоянного автора журнала «Знамя» Артема Пудова, как и у Фехнер, слышится музыка, «соло скрипки в темноте», а когда «почитаешь Гомера в давке,/ он покажется тебе настоящим Обэриутом».
Если Артем погрузил слушателей в зимнюю поэтическую метель, то Семенова вернула вечное лето, стихи ее, даже и не оптимистичные, пронизаны солнцем, где «каждый берег – как новая ступень». Помимо собственных произведений Елена прочитала сочинения Михаила Фельдмана (1952–1988) и рассказала о нем.
И у Натальи Рожковой трагические строки несут утешение и надежду, например стихотворение про подругу, которой осталось жить два года: она носит смешную фамилию Кошечкина и уверена, что многое еще ждет впереди.
Поэт Борис Колымагин, прогуливаясь по Воронцовскому парку, под одним деревом читая Хайдеггера, под другим – Маритена, воплотил это в тонких, ироничных миниатюрах.
В рамках «Бегемота» проходят циклы вечеров не только рано ушедших поэтов, но и рано ушедших композиторов. Творчество одного из них, Альбины Стояновой (1969–2003), выйдя к фортепиано, представила музыкант Саяка Такахаси.
А под занавес главный редактор международного литературного журнала «Тонкая Среда» Владимир Пряхин вручил Милешкину памятный диплом. Казалось, обнимающиеся бегемоты, изображенные на футболке Николая, улыбнулись еще шире.
комментарии(0)