А халдеи по-прежнему живут припеваючи... Фото из архива театра
«Республика ШКИД»… Кто из людей старших и средних поколений не зачитывался этой книжкой? Леонид Пантелеев и Григорий Белых, рассказав о своей жизни в школе-интернате имени Достоевского, создали, можно сказать, историю на все времена. Многие помнят фильм, снятый по этой книжке, – роль директора ШКИДы Викниксора в фильме сыграл Сергей Юрский. Ушло ли время таких историй и таких книг? Нет. Во все времена есть дети брошенные, лишенные внимания и заботы близких. Перед каждым юным существом взросление ставит сложнейшие задачи встраивания в окружающий мир. И во всех обществах и во все эпохи очень непросты отношения в детском и подростковом коллективе, в дворовых компаниях, в школьных классах, в семьях. И «Республика ШКИД» остается заманчивым сюжетом для экранизаций, для инсценировок. Понятно, что это непростое дело – перенести книжный текст на сцену театра. Превратить сюжет, сложенный в тексте, образованный вязью, интонацией, ритмикой слов, в сценическое действо. То, что при чтении происходит в воображении читателя, на сцене приобретает вещественную, материальную конкретику. Фактура актеров, декорации, игра света, музыкальный ряд… все это визуально зримо, конкретно. И все же, все же… искус рассказать знаменитый и увлекательный книжный сюжет – на сцене, по-своему, в соответствии со своим ощущением жизни и пониманием этого сюжета, этот искус всегда будет жечь сердца людей театра.
Недавно в московском Детском музыкальном театре юного актера появилась премьера – «Республика ШКИД». Это музыкально-драматическая постановка (можно сказать – мюзикл). Организатор и художественный руководитель театра, режиссер Александр Федоров создал яркое, темпераментное, захватывающее действо. Либретто написал поэт, детский писатель, драматург Лев Яковлев. Автор музыки – Алексей Шелыгин, его музыка звучит во многих кинофильмах и сериалах.
Сюжет спектакля разворачивается вокруг конкретного преступления. Это обострило действо, но авторы спектакля не отошли от сути книги. Жизнь приюта для бывших беспризорников – «предлагаемые обстоятельства». Суть – как юные существа учатся понимать себя, друг друга, учатся дружить и защищать друга. Здесь и первая, подростково-юношеская любовь, и осознание того, что такое честь и достоинство личности.
Фоном – серое петроградское небо, силуэты ростральных колонн, Медного всадника. Справа и слева – мостики, знак и символ Петербурга, стоящего над рекой и каналами. Но это и символ судьбы шкидовцев, идущих к иным судьбам, к иной жизни, чем их прежняя. В центре подиум, за ним – высокая дверь. Из нее появляются педагоги, новые воспитанники ШКИДы. Словом, это вход в мир внешний, но без тесной связи с ним нет настоящей жизни в ШКИДе.
В спектакле выходят на сцену и совсем юные артисты, и юноши, и взрослые актеры. Сольные номера сменяются хоровыми и ансамблевыми танцевальными эпизодами. Викниксор, Косталмед, Павла Ивановна, Гужбан, Цыган, Мамочка и главная пара героев – Янкель и Тоня – яркие, запоминающиеся образы. Получился увлекательный, в чем-то драматичный, но добрый и веселый спектакль. Оживающая на наших глаза книга о взрослении юных.
комментарии(0)