Евгений Попов видит в творчестве Емельяна Маркова противовес «монетизированной литературе». Фото автора
В Малом зале ЦДЛ прошел творческий вечер прозаика и поэта Емельяна Маркова «Руки времени», приуроченный к его 50-летию. Во вступительном слове ведущий вечера Евгений Попов сказал о том, что в презентуемых романах Маркова «Астра» и «Списание» «нет игры с социумом, нет игры с посторонним миром, здесь чисто писательский мир», и отметил, что «эти книги мог написать только Емельян Марков», притом что все его книги очень разные. Также ведущий вспоминал о своих хороших отношениях с дедом юбиляра, поэтом Алексеем Марковым.
В ходе вечера к залу обращались Станислав Айдинян, Екатерина Маркова и Сергей Зенкевич. Были транслированы записанные заранее выступления Юрия Кублановского и Лидии Григорьевой. В музыкальной части вечера выступили певица Варвара Маркова и флейтистка Евдокия Маркова: прозвучали инструментальные переложения песен «Битлз» и песня «Томашов» из репертуара польской певицы Эвы Демарчик на стихи Юлиана Тувима в переводе Давида Самойлова.
Станислав Айдинян сказал, что роман «Списание» его захватил больше, чем «Астра». Говорил о «призвуке», цельности, плотности, «кантиленности» в романе «Списание», отметил темперамент и самоиронию. Пожелал появления аудиокниги этого романа. Екатерина Маркова говорила об эволюции персонажей классической литературы в книгах своего сына: хрестоматийно знакомые герои здесь как бы попадают в новые обстоятельства, обретают в них новый образ и совершенно другие реакции. Юрий Кублановский рассуждал о том, что проза Маркова имеет свойство не забываться. Григорьева высказала предположение о мозаичном принципе написания романа «Списание». Зенкевич, начав с рассуждения о трудной участи литературного поколения, объединяющего сверстников Емельяна, оспорил означенную жанровую принадлежность романа «Астра» к фантастике, охарактеризовав его скорее как династийный, плутовской и бурлескный, сродни книге Маркеса «Сто лет одиночества», а также с удовольствием привел цитату из «Списания»: «Она взглянула на меня из глубины укромного упрека» и резюмировал: «Лучшее, что может произойти с этими романами, – это если условные «руки времени» примут их как вексели по долгам нашего нескладного поколения…»
После выступления Зенкевича между ним и Поповым разгорелась дискуссия по ряду высказанных тезисов. Так, Попов на сравнение романа «Астра» с прозой Маркеса возразил, что сам он Маркеса недолюбливает и книги Маркова ему больше нравятся, чем книги колумбийца, в которых он усматривает «монетизированную литературу». Также Попов подверг критике размышление Зенкевича о литературных поколениях, сказав, что поколения не назначаются по команде и, по сути, все поколения писателей – потерянные. Если на то пошло, одногодки Зенкевич и Марков и есть уже поколение. При этом в начале вечера Попов назвал Емельяна Маркова «одним из наилучших писателей своего поколения».
Сам юбиляр читал свои стихи и прозу, рассказывал о других своих книгах. На дискуссию Попова и Зенкевича он отозвался так: «Древние греки называли это полемос, а в полемосе рождается истина».
комментарии(0)