Алекс Громов рассказывает о роли эмоций в истории. Фото автора
В московской Центральной библиотеке им. Василия Ключевского состоялось выступление историка и писателя, руководителя премии Terra Incognita Алекса Громова. Темой разговора было эмоциональное восприятие истории и то, какую роль в восстановлении истинной картины событий могут сыграть документы.
Восприятие истории и впрямь имеет яркую эмоциональную окрашенность, потому что часто строится на художественных произведениях – от средневековых героических поэм, исполняемых сказителями, до романов, кинофильмов, сериалов. Например, в популярном восприятии история Османской империи будет выглядеть примерно так – была великая держава, блистала роскошью, как в сериале «Великолепный век», а потом тихо загнивала. И рухнула из-за Первой мировой войны и действий Лоуренса Аравийского, чьи приключения показаны в знаменитом фильме. Хотя уже в середине XVIII века на Ближнем Востоке шли события, которые привели к появлению на карте новой державы, известной сейчас как Саудовская Аравия. Когда потом Египет был занят войсками Наполеона, османское правительство оказалось не в силах решить проблему возникшего на аравийском плато Неджд нового и вовсе не покорного османам государства.
Множество легенд гласит, что стены, защищающие подходы к Каспийскому морю около дагестанского города Дербент, построены при Александре Македонском. Некоторые из них приписывают знаменитому завоевателю только создание первоначальных укреплений, которые потом достраивали владыки Персии из династии Сасанидов. При этом в Дагестане сохранились документы, связанные с Персией, – это письма персидских шахов местным правителям, исторические хроники, легенды, записанные первыми фольклористами. Сохранить коллекцию шахских фирманов эпохи Сефевидов удалось благодаря тому, что в начале советской эпохи ими занялся потомственный ученый-востоковед Мансур Гайдарбеков. Коллекцию фирманов он получил от своего дяди, тоже видного исследователя, и, согласно его просьбе, передал в дар Институту истории, археологии и этнографии Академии наук. Эти письма наглядно свидетельствуют о характере хозяйственных и политических связей между средневековой Персией и княжествами и Кавказа.
В качестве примера того, как с течением времени изменялось восприятие истории, и ее отражения в искусстве была приведена судьба оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». После Октября 1917 года она была запрещена. А во второй половине 1930-х годов работа над советским вариантом оперы, названом «Иван Сусанин», началась в Большом театре. Штатным либреттистом Большого театра был Михаил Булгаков. Он участвовал в создании нового «советского» либретто, автором которого значился поэт и переводчик Сергей Городецкий. Как гласит одна из легенд, посетив репетицию, Сталин высказал предложение: на сцену выехать Минину и Пожарскому на конях из ворот Кремля и поставить побежденных поляков на колени. Поменялось время действия (с ранней весны 1613 на осень 1612 года), еще не ставший царем Михаил Романов вообще не упоминается, а поляки хотят захватить Минина и помешать освободить Родину. В финале – как и хотел вождь – на Красной площади народ празднует победу, появляются Минин и Пожарский, лежат поверженные знамена польской знати... Так что при анализе подхода к истории следует учитывать эмоциональную составляющую со всеми ее трансформациями, которые могли идти на протяжении не только десятков, но и сотен лет.
комментарии(0)