0
1880
Газета Факты, события Печатная версия

21.12.2022 20:30:00

Эмоции и манипуляции

Как Сталин переписывал оперу «Иван Сусанин»

Тэги: история, документы, эмоции, дагестан, дербент, александр македонский, сталин, михаил булгаков, иван сусанин, опера, персия, глинка


история, документы, эмоции, дагестан, дербент, александр македонский, сталин, михаил булгаков, «иван сусанин», опера, персия, глинка Алекс Громов рассказывает о роли эмоций в истории. Фото автора

В московской Центральной библиотеке им. Василия Ключевского состоялось выступление историка и писателя, руководителя премии Terra Incognita Алекса Громова. Темой разговора было эмоциональное восприятие истории и то, какую роль в восстановлении истинной картины событий могут сыграть документы.

Восприятие истории и впрямь имеет яркую эмоциональную окрашенность, потому что часто строится на художественных произведениях – от средневековых героических поэм, исполняемых сказителями, до романов, кинофильмов, сериалов. Например, в популярном восприятии история Османской империи будет выглядеть примерно так – была великая держава, блистала роскошью, как в сериале «Великолепный век», а потом тихо загнивала. И рухнула из-за Первой мировой войны и действий Лоуренса Аравийского, чьи приключения показаны в знаменитом фильме. Хотя уже в середине XVIII века на Ближнем Востоке шли события, которые привели к появлению на карте новой державы, известной сейчас как Саудовская Аравия. Когда потом Египет был занят войсками Наполеона, османское правительство оказалось не в силах решить проблему возникшего на аравийском плато Неджд нового и вовсе не покорного османам государства.

Множество легенд гласит, что стены, защищающие подходы к Каспийскому морю около дагестанского города Дербент, построены при Александре Македонском. Некоторые из них приписывают знаменитому завоевателю только создание первоначальных укреплений, которые потом достраивали владыки Персии из династии Сасанидов. При этом в Дагестане сохранились документы, связанные с Персией, – это письма персидских шахов местным правителям, исторические хроники, легенды, записанные первыми фольклористами. Сохранить коллекцию шахских фирманов эпохи Сефевидов удалось благодаря тому, что в начале советской эпохи ими занялся потомственный ученый-востоковед Мансур Гайдарбеков. Коллекцию фирманов он получил от своего дяди, тоже видного исследователя, и, согласно его просьбе, передал в дар Институту истории, археологии и этнографии Академии наук. Эти письма наглядно свидетельствуют о характере хозяйственных и политических связей между средневековой Персией и княжествами и Кавказа.

В качестве примера того, как с течением времени изменялось восприятие истории, и ее отражения в искусстве была приведена судьба оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». После Октября 1917 года она была запрещена. А во второй половине 1930-х годов работа над советским вариантом оперы, названом «Иван Сусанин», началась в Большом театре. Штатным либреттистом Большого театра был Михаил Булгаков. Он участвовал в создании нового «советского» либретто, автором которого значился поэт и переводчик Сергей Городецкий. Как гласит одна из легенд, посетив репетицию, Сталин высказал предложение: на сцену выехать Минину и Пожарскому на конях из ворот Кремля и поставить побежденных поляков на колени. Поменялось время действия (с ранней весны 1613 на осень 1612 года), еще не ставший царем Михаил Романов вообще не упоминается, а поляки хотят захватить Минина и помешать освободить Родину. В финале – как и хотел вождь – на Красной площади народ празднует победу, появляются Минин и Пожарский, лежат поверженные знамена польской знати... Так что при анализе подхода к истории следует учитывать эмоциональную составляющую со всеми ее трансформациями, которые могли идти на протяжении не только десятков, но и сотен лет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
836
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
872
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
291
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1846

Другие новости