Валентин Лавров рассуждает о Бунине и Джуне. Фото Николая Носова
Литературно-спортивной выдалась 56-я «Некрасовская пятница» в Доме поэтов: ее герой, 87-летний Валентин Лавров, автор исторических детективов, а также документального романа о Бунине «Холодная осень», а в молодости – боксер-профи, провел полуторачасовой монолог-поединок. Не усидев долго на стуле, он вскочил на ноги и продолжал раскованную беседу с залом, порой в запале выделывая виражи, типичные для ринга. А рассказать было о чем.
Оценивая свою детективную серию, Лавров особо отметил книгу «Эшафот и деньги», прослеживающую генезис такого страшного явления, как отечественный терроризм. Щедро поделился писатель воспоминаниями о легендарной Джуне, к которой его однажды направили за помощью с травмой latissimus dorsi (спинной мышцы). Целительница легко сняла боль, между ними наладилось общение, ставшее тесной дружбой. Джуна не раз выступала, вызывая ажиотаж москвичей, в клубе «Друзья книги», который Лавров десяток лет вел в ДК Метростроя. Памяти женщины-загадки посвящена его повесть «Джуна на сцене и за кулисами».
Будучи страстным собирателем букинистики, в советскую эпоху Лавров стал обладателем десятков открыток Бунина. Каждую из них он опубликовал в прессе с сопутствующими врезками, а затем загорелся идеей создать большую книгу о нобелевском лауреате. Так возникла «Холодная осень». Спустя годы сочинение трансформировалось в еще более объемистую «Катастрофу», где центром повествования стала уже сама бушующая Россия первой трети XX века.
Речь так или иначе заходила и о Москве, не зря же вечер был назван «Валентиноград»: в столице Лавров родился, начал спортивную, а затем писательскую карьеру, Москва – место действия его книг, их главная героиня. Давно живущий вблизи уничтоженных в 1920-х Красных ворот, Валентин Викторович рассказал, что его отец (тоже спортсмен, футболист) в юности являл чудеса ловкости, взбираясь по колоннам этой громоздкой постройки…
Под занавес ведущему клуба Сергею Нещеретову лишь осталось констатировать от имени присутствующих: «Мы получили не только урок прозы, но и урок бокса». Пострадавших, слава богу, не было. Все благополучно разошлись с лавровскими автографами на книгах, выпив чая с фирменным цветаевским яблочным пирогом Дома поэтов.
комментарии(0)