Поэт Елизавета Трофимова поместила стихи Шевченко в широкий философски-богословский контекст. Фото Николая Милешкина |
Так, специально приехавшая из Волгограда редактор сборника Елена Ластовина объяснила некоторые принципы и особенности работы над ним, а поэт и культуртрегер Борис Кутенков рассказал, как в 2012 году знакомство с творчеством Шевченко побудило его создать в память о рано ушедших поэтах проект «Литературные чтения «Они ушли. Они остались», в рамках которого и была наконец издана обсуждаемая книга.
Почти все выступившие на вечере критики и читатели отмечали, что Шевченко удалось точно передать дух 90-х и при этом соединить его со сложным культурным контекстом. Подобные наблюдения особенно ярко выразились, например, в развернутой реплике поэта, культуролога и редактора Елизаветы Трофимовой. Как отметила Елизавета (впервые прочитавшая «Забвению в лицо» буквально за час до презентации), «человек эпохи перемен» опознается в Шевченко прежде всего по тому живому любопытству, с которым он исследует и помещает в стихи огромные пласты прежде дефицитной информации. Кроме того, Трофимова поместила стихи Шевченко в широкий философско-богословский контекст, затронув ряд возвышенных и близких каждому тем: отношения со смертью и творчеством ушедших творцов, любимые бытовые предметы, которые мы взяли бы в рай, алхимические поиски смысла в мире попсы…
Настоящим украшением вечера стали люди, близко знавшие Леонида Шевченко в его земной жизни. Подруга поэта Елена Хрипунова поделилась воспоминаниями о том, как он черпал вдохновение для стихов и тонко работал с литературными аллюзиями, а также прокомментировала архивные фото Леонида, лишь частично вошедшие в свежеизданную книгу. Публикатор шевченковских текстов Сергей Калашников, который по просьбе Хрипуновой помогал ей декламировать стихи Шевченко, о собственном участии в судьбе новой книги отозвался предельно скромно: «Я публиковал, книга есть – читайте». Зато упомянул о наличии в поэзии Шевченко некоего «четвертого измерения» и пророческого дара. И главное: в исполнении Хрипуновой и Калашникова прозвучали стихи, не только оставшиеся за рамками сборника, но и вообще прежде не печатавшиеся. Было отмечено, что еще предстоит огромная работа по сохранению наследия поэта. Впрочем, хочется верить, что с такими друзьями и читателями труд окажется вполне подъемным.
Общение органично перемежалось просмотром отрывков из документального фильма, в котором стихи звучали в исполнении автора. И было ясно: если смело смотреть забвению в лицо, как Леонид Шевченко, добрыми глазами бунтаря, – забвению не победить.
комментарии(0)