На сцене Марина Райкина и Валерий Яков. Фото автора
В арт-кафе Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова состоялась презентация трех книг – «Вахтанговцы: драматургия начала» Эллы Михалёвой, «Московские адреса Евгения Вахтангова. Путеводитель по волнам истории и памяти» Виктора Борзенко и «Кончайте ваш вахтанговский юмор» Марины Райкиной. Ведущим выступил театровед, историк искусства Дмитрий Трубочкин.
«Во время работы над книгой одной из задач для меня оказалось – это ограничить себя, – призналась Михалёва. – Если бы я писала обо всем, что мне попалось в архивах, что неожиданно пришло в виде побочных сюжетов, помимо обозначенной темы книги о первом десятилетии Театра Вахтангова, я бы, как Ленин, написала 55 томов». По словам автора, вахтанговская история неисчерпаема и хранит огромное количество сокровищ, которых не касалась рука исследователя. Каждое десятилетие вахтанговской жизни имеет свою драматургию, трагедии и комедии, внутреннее сквозное действие, однако, как отметила Михалева, временной промежуток, выбранный для описания, абсолютно уникален: оставшись без своего основателя и учителя, студия не распалась, не погибла, а продолжила дело Вахтангова, став театром, носящим его имя. В это десятилетие рядом с ними были великие личности – Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Олеша, Булгаков… Тогда же в театре работал и Алексей Попов.
В книге собраны редкие изображения с автографами и памятными надписями, фотографии, например, здания Вахтанговской студии в Мансуровском переулке (не сохранилось) или из гастролей по Волге, или уникальные сканы типа режиссерского экземпляра пьесы «Борис Годунов» с замечаниями и наброском декорации, выполненные карандашом, эскизы декораций, сделанные графитным карандашом и акварелью, афиши.
Борзенко рассказала, что несколько лет назад была придумана серия книг, посвященных дружбе, сотрудничеству, творчеству вахтанговцев с классиками. Первая книга была о Михаиле Булгакове, потом о Максиме Горьком. Однако накануне 100-летия театра автор поехал в Петербург и увидел книгу «Ленинград Довлатова» со всеми пивными, квартирами, ресторанами и множеством адресов. Виктор написал СМС директору Театра Вахтангова: «Как же так – почему нет книги про Вахтанговскую Москву?» Тут же пришел ответ: «Делай!» По мнению Борзенко, более противоречивой, многогранной личности, чем Вахтангов, трудно представить: «Настолько трепетный, тонкий, ранимый и в то же время уверенный амбициозный он был человек». Оказывается, Евгений Вахтангов хватался за все предложения, которые поступали, мало кому отказывал, именно поэтому появилось огромное количество адресов, где он оставил след своего таланта. Книга пестрит фотографиями из фондов музеев театра, МХТ, Российской государственной библиотеки искусств, отдела изоизданий РГБ, фонда развития культуры и образования «Московское время».
В книге Райкиной – взгляд на историю театра в ракурсе иронии и юмора. Это собрание историй о великих артистах и режиссерах, чьи фразы стали крылатыми. Здесь представлены даже сценарии вахтанговских капустников, а также – галерея шаржей пера вахтанговцев. Райкина призналась, что самым трудным было собрать те «сюжеты и сюжетики», которые закрепились в истории театра только в виде устного народного творчества, которые никто никогда не записывал, но помнили наизусть.
Вместе с авторами книги также представляли профессор Школы-студии МХАТ, театральный критик Ольга Егошина, главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков, директор Театра Вахтангова Кирилл Крок и издатель Нина Шебанова.
комментарии(0)